ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение        2

Сущность руководства        3

Особенности  управленческого труда:        3

Задачи управления        3

Принципы управления        5

Методы управления предприятием, понятие их система.        5

Техника руководства        6

Распорядительство        6

Менеджер как специалист        7

Совещания        7

Типовая процедура подготовки документа        8

Поиск компромиссов        9

Контроль и корректировка планов        9

Организационные методы управления предприятием.        10

Социальные методы управления.        11

Психологические методы управления.        11

Особенности организационных методов управления.        12

Понятие власти и ее формы        14

Власть и сила        15

Управленческая техника        16

Анализ использования форм власти техники и средств        18

Структура аппарата управления ОАО «Тамбовспецинвестстрой»        18

Выводы и предложения        21

Литература        21

Введение

Время, в которое мы живем,  - эпоха  перемен.  Наше  общество осуществляет  исключительно трудную,  во много противоречивую,  но исторически неизбежную и необратимую перестройку.  В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из "винтика" в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.  Такие изменения в обществе,  в экономике,  во всем нашем жизненном укладе сложны тем,  что они требуют изменения нас  самих.  Подобную  ситуацию определяют словом "вызов", а  каждый вызов таит в себе для личности,  организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом,  нам,  кроме всего прочего,  нужно овладевать новым знанием , научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания,  как показывает мировой опыт,  - постижение науки и искусства менеджмента. Это английское слово  стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.  В упрощенном понимании,  менеджмент - это умение добиваться поставленных целей,  используя труд,  интеллект,  мотивы поведения других людей.  Менеджмент - по-русски "управление" - функция,  вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория  людей,  социальный слой  тех,  кто осуществляет работу по управлению.  Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным,  что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.  Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о "революции менеджеров",  когда  оказалось,  что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим,  производительным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами.  Крупнейшие корпорации, банки составляют стрежень экономической и политической силы  великих  наций.  От  них  зависят  правительства,  многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные,  сервисные,  информационные  сети по всему миру.  А значит,  решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь  в  огромных  многоуровневых  и  разветвленных  корпоративных структурах управления.  В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес.  По количеству - это более 95 % всех фирм, по значению -это наибольшая приближенность к повседневным нуждам  потребителей  и  в  то же время полигон технического прогресса и других нововведений.  Для большинства населения - это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе - значит выжить,  устоять,  вырасти. Как это сделать - тоже вопрос менеджмента.


Сущность руководства


Сущность руководства (управления) - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в  едином процессе .

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля , необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Особенности  управленческого труда:

1.Умственный труд работников аппарата управления , состоящий из трех видов деятельности:

* организационно-административной и воспитательной ( прием и передача информации,  доведение решений до исполнителей, контроль исполнения );

* аналитической и   конструктивной ( восприятие информации и подготовка соответствующих решений );

* информационно-технической ( документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции ).

2. Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредственно ( косвенно через труд других лиц ).

3.        Предмет труда - информация.

4.        Средства труда - организационная и вычислительная техника.

5.        Результат труда - управленческие решения.

Задачи управления

Управление - процесс перевода ( преобразования ) системы ( объекта ) из исходного состояния в желаемое.

Управление  (руководство) опирается  на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием  так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание.

Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента. В своей работе я буду рассматривать только те подходы и учения об управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира.

            Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

            Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.

            В относительно недалеком прошлом не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом.

            Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

            Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат – итог деятельности огромного коллектива.

Принципы управления

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.


Методы управления предприятием, понятие их система.    

 

         Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.      

         Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.     

        Слово  «метод» греческого происхождения , что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.   

        Характеризуя методы управления , необходимо раскрыть их направленность , содержание и организационную форму.        

       Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).     

       Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.