оглавлеНИЕ:




Сущность и структура политической системы общества        2

Типы политических систем.        5

Функции политической системы общества        9

Функции государства        9

Сущность демократии        11

Список использованной литературы        14

Сущность и структура политической системы общества      


Политической системой общества называется система политических учреждений государственно-организованного общества. Политический характер организация общества приобретает с возникновением классов и появлением государства. В ходе истории политическая система общества. усложняется и в развитом обществе наряду с государством как основным звеном включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки, связывающие политическую систему общества в систему и обеспечивающие её функционирование. Деятельность учреждений и институтов, составляющих политическую систему общества, охватывает все общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти.


Важнейшей частью  надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества,  которая возникает на  определенной  ступени общественного развития.      Любое общество не может функционировать  без  управления,  но его формы  и содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются.  Так,  родовая община не знала политических  отношений и  политического регулирования,  управление в ней осуществлялось как самоуправление,  общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы  разрушили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом экономически господствующего класса,  появляются новые отношения и, следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни,  связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром которой стало государство. Изучение политической  системы  представляет  особый  интерес прежде всего потому,  что государство, партии и другие ее элементы играют большую роль в жизни современного общества,  выполняя  различные функции.    

Политические идеи,  теории,  взгляды и политические отношения находят свое выражение в  различных  политических  организациях  и институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими,  но в то же время в обществе нет ни одной организации,  стоящей  вне  политики.  Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной власти,  либо через общественное мнение регулируют государственную политику. Иными словами в определенной степени несут не себе политическую нагрузку,  не выполняя  непосредственно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общества, любые самодеятельно-общественные организации приобретают политический характер (например,  развитие различных национальных движений и объединений,  которые первоначально ставили задачи столько культурного и языкового совершенствования, а сейчас говорят о своем стремлении к политической власти).      Поскольку в  обществе нет организаций,  стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан,  исключенных полностью  из политической жизни,  все члены общества так или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие.      Таким образом,  политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. 

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.


Все элементы политической системы взаимосвязаны и  обусловливают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в деятельности политических институтов и наоборот -  государство, партии  формируют  определенное  политическое сознание. Политическая система носит исторический характер,  т.е. меняется с переходом от одной формации к другой,  от одной исторической эпохи к другой.  Например, для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно первой политической системой.  Важнейшие институты жизни,  такие как собственность,  семья,  сословия и корпорации, церковь  приобретали  статус элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с государством.  Но по  мере общественного прогресса  политическая система все более усложняется, приобретая многогранность, хотя государство и продолжает оставаться ядром политической системы.      Сегодня мы можем говорить о новой технологии власти,  опирающейся на  достижения НТР,  которая заключается в использовании бюрократического, военно-полицейского аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации.  Все это дает возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в политических целях, привлекать  более широкие слои  населения к участию в политической жизни.      Как не  велика роль государства, но для отправления экономической  и  политической  власти используются и другие организации, такие, например, как партии.      Политические партии  возникли  в конце XVII- начале XVIII веков, отражая борьбу сторонников различных направлений в новой  нарождающейся буржуазной государственности. Это  были формы борьбы с монархами за ограничение их власти,  за расширение состава политической элиты.  А  к середине XIX века формируются массовые политические партии  (христианско-демократические,  социалистические   и др.). Партии прошли длительный эволюционный путь развития.  Их характер зависит от многих факторов:  социального  и  экономического развития страны,  традиций, демографической ситуации и т.д. Следовательно, и роль партии в политической системе  будет  особая  для каждой страны.      Сегодня партии играют существенную роль в политической жизни, отражая интересы  классов  и социальных групп,  их положение в обществе, отношения с другими социальными  институтами  и  государством. Они имеют свой аппарат,  бюджет, устав, регламентирующий отношения членов партии. Разрабатывают идеологическую программу своей деятельности,  обосновывая  место,  роль  и перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают.  Партия - это тот  политический механизм, который  позволяет  приводить  к  государственной власти своих представителей.      Профсоюзы, как  другой  важный  элемент политической системы, появились на основе общественного разделения труда.   Как  правило они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объединенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых коллективов,  быть  в  определенной степени в оппозиции к администрации, являться ей противовесом.      Конечно, количество организаций, принадлежащих к политической системе, больше,  чем рассмотрено нами.  Развивается  общественная жизнь, появляются  новые и исчезают старые политические институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за  государством. 


Типы политических систем.


В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типологий политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.


     Из изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с разных позиций. Имеет ли это не только теоретическое, но и практическое значение?


     Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.


     Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные.