СоСодержание





Введение        2

1        Роль программно-целевых методов управления        4

1.1        Особенности и условия применения программно-целевого метода                        4

1.2        Роль использования программно-целевого метода в современных условиях        8

1.3        Современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной экономике Российской Федерации        12

1.4        Программно-целевые методы в градостроительстве и землепользовании        15

2        Российский и зарубежный опыт применения региональных программ        20

2.1        Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран        20

2.2        Программы развития субъектов Российской Федерации        23

2.3        Муниципальные программы        26

Заключение        28

Список литературы        30



Введение

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.

В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» вопросы разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации определены как равнозначные для целей государственного управления.

На практике имеют место многочисленные факты смешения функций и задач социально-экономического прогнозирования и программирования. Они показывают, что до сих пор отсутствует ясное понимание того, какие хозяйственные и социальные проблемы требуют программного решения, а какие — могут быть решены в рамках текущей деятельности или среднесрочного прогнозирования. Практика показывает, что при этом необходимо учитывать разную степень хозяйственной заинтересованности и ресурсной обеспеченности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в постановке, разработке, финансировании и реализации программных мероприятий.

К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных программ, который требует своего обобщения. Это тем более необходимо, что при достаточно активной и массовой разработке региональных целевых программ в течение 90-х годов их результативность по ряду причин остается довольно низкой. Нуждается в корректировке и дополнении их правовая основа. Особое внимание при этом необходимо уделять обоснованию критериев выделения целевых программ региональной направленности, с тем чтобы обеспечить решение программными методами наиболее важных проблем экономического и социального развития регионов, а также задач удовлетворения государственных (федеральных и региональных) и муниципальных нужд.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.


1 Роль программно-целевых методов управления

1.1 Особенности и условия применения программно-целевого метода

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.

Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.

Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов-участников программ.

Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматривалось только как метод планирования. Однако основное в программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Применение такого сложного организационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем.

Условиями использования программно-целевого подхода являются: