СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Сущность и природа организационных структур 4
1.1 Понятие организационной структуры управления и ее сущность 4
1.2 Типы организационных структур управления предприятием 7
1.3 Особенности организационных структур управления в непроизводственной сфере 17
2 Методы и формы построения организационной структуры в непроизводственной сфере 21
2.1 Принципы построения организационных структур управления предприятием 21
2.2 Особенности организационной структуры управления в Торгово-досуговом центр «Детский мир - Тамбов» 26
2.3 Организационные мероприятия по совершенствованию организационной структуры 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 44
Введение
История развития человеческого общества - это процесс его организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности и их обособление в результате развития разделения общественного труда, сопровождаемого ростом его (общественного труда) производительной силы.
В контексте данной работы нас интересует организационная структура предприятия. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Важным является место менеджмента в структуре предприятия.
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Следовательно, чем эффективнее организовано управление предприятием, тем эффективнее работает предприятие. История знает немало случаев, когда неэффективный менеджмент ставил в трудное положение предприятие, работающее в самом благоприятном секторе рынка. Как пример можно привести недавние банкротства концерна «Parmalat» в Италии и газового монополиста в США.
Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма актуальной, особенно потому что в наследство от «командно-административной системы» нашим предприятиям досталась громоздкая административная система, которую они не спешат модернизировать в силу привычки.
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие организационные структуры управления преприятием.
Задачами курсовой работы являются:
* Исследование сущности и природы организационных структур;
* Исследование методов и форм построения организационной структуры в непроизводственной сфере.
Объектом исследования является организационная структура предприятия.
Предмет исследования – организационная структура предприятия NLW «Детский мир - Тамбов».
1 Сущность и природа организационных структур
1.1 Понятие организационной структуры управления и ее сущность
Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.
В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием (например, гостиницей). Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
В организационной структуре выделяется вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда возникает при наличии нескольких уровней управления и заключается в том, что руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом (рис. 1).
Рис. 1. Вертикальное разделение труда