СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Сущность и природа организационных структур        4

1.1        Понятие организационной структуры управления и ее сущность                4

1.2        Типы организационных структур управления предприятием        7

1.3        Особенности организационных структур управления в непроизводственной сфере        17

2        Методы и формы построения организационной структуры в непроизводственной сфере        21

2.1        Принципы построения организационных структур управления предприятием        21

2.2        Особенности организационной структуры управления в Торгово-досуговом центр «Детский мир - Тамбов»        26

2.3        Организационные мероприятия по совершенствованию организационной структуры        34

Заключение        39

Список использованной литературы        42

Приложение        44



Введение


История развития человеческого общества - это процесс его организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности и их обособление в результате развития разделения общественного труда, сопровождаемого ростом его (общественного труда) производительной силы.

В контексте данной работы нас интересует организационная структура предприятия. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Важным является место менеджмента в структуре предприятия.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Следовательно, чем эффективнее организовано управление предприятием, тем эффективнее работает предприятие. История знает немало случаев, когда неэффективный менеджмент ставил в трудное положение предприятие, работающее в самом благоприятном секторе рынка. Как пример можно привести недавние банкротства концерна «Parmalat»  в Италии и газового монополиста в США.

Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма актуальной, особенно потому что в наследство от «командно-административной системы» нашим предприятиям досталась громоздкая административная система, которую они не спешат модернизировать в силу привычки.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие организационные структуры управления преприятием.

Задачами курсовой работы являются:

* Исследование сущности и природы организационных структур;

* Исследование методов и форм построения организационной структуры в непроизводственной сфере.

Объектом исследования является организационная структура предприятия.

Предмет исследования – организационная структура предприятия NLW «Детский мир - Тамбов».


1 Сущность и природа организационных структур

1.1 Понятие организационной структуры управления и ее сущность

Организационная структура управления предприятием представ­ляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечиваю­щих их развитие и функционирование как единого целого.

Совокупность управленческих звеньев в организационной струк­туре управления располагается в строгой соподчиненности и обес­печивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Организационная структура управления складывается из со­става, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных под­систем организации. Создание такой структуры направлено преж­де всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распреде­лены функции и задачи управления. С этой позиции организацион­ная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура уп­равления включает в себя все цели, распределенные между раз­личными звеньями, связи между которыми обеспечивают коор­динацию их исполнения.

В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осущест­вляющие регулирование и координацию деятельности несколь­ких структурных подразделений). В основе образования звена управ­ления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизон­тальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управ­ления, занимающих определенную ступень в системе управления пред­приятием (например, гостиницей). Ступени управления находят­ся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менед­жеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

В организационной структуре выделяется вертикальное и гори­зонтальное разделение труда.

Вертикальное разделение труда возникает при наличии несколь­ких уровней управления и заключается в том, что руководитель верх­него уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низ­шего уровней, т. е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом (рис. 1).


Рис. 1. Вертикальное разделение труда