СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Субъекты социального партнерства.        4

1.1        Представительные организации работодателей в системе социального партнерства.        4

1.2        Представительные организации работников в системе социального партнерства        8

1.3        Государство в системе социального партнерства.        12

Заключение        19

Список использованной литературы        21

Введение


В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Объектам социального партнерства являются в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.). И соответственно основными целями социального партнерства являются:

* согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,

* содействие решению актуальных экономических политических задач,

* укреплению демократии,

* стабильности,

* формированию социального правового государства, гражданского общества.

Партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности.



1 Субъекты социального партнерства.

1.1 Представительные организации работодателей в системе социального партнерства.


В качестве работодателей на российском рынке труда выступают юридические или физические лица, осуществляющие найм работников. То есть, как субъекты коллективно - договорного регулирования трудовых отношений могут выступать организации (предприятия) различных организационно-правовых форм собственности в лице их руководителей, других должностных лиц и (или) коллегиальных органов, действующих в соответствии с законодательством или учредительными документами организации и их объединения.

До недавнего времени объединения предпринимателей (работодателей) были представлены двумя основными видами. Одни были образованы как общественные организации. Вторые учреждались на основе Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (утратил силу с введением Гражданского кодекса Российской Федерации). Он предусматривал право предприятий объединяться в союзы, ассоциации, отраслевые, региональные и другие объединения в целях расширения возможностей в производственном, научно-техническом и социальном развитии.

В качестве представителя интересов работодателей выступает и Торгово-промышленная палата Российской Федерации, действующая на основе Федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", в котором эта функция специально выделена.

Консолидация предпринимателей, директорского корпуса в период экономических и социальных реформ проходила, прежде всего, на основе отстаивания чисто экономических интересов, продвижения в органах власти права на существование и развитие тех или иных форм собственности, хозяйствования.

Объединения коммерческого характера практически не ставили в числе целей и задач представление интересов своих членов как работодателей. Что касается общероссийских общественных объединений промышленников и предпринимателей, то и среди них менее половины включали эти задачи в свои уставы.

С введением в действие законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность общественных объединений, акционерных обществ, некоммерческих организаций, а также нового Гражданского кодекса Российской Федерации, объединения юридических лиц в полной мере подчиняются гражданскому законодательству. Поэтому многие объединения предприятий, имевшие статус общественных, преобразовались в некоммерческие союзы, ассоциации.

В настоящее время можно выделить несколько групп объединений хозяйствующих субъектов, которые среди уставных целей выделяют представление интересов своих членов в сфере регулирования трудовых отношений и во взаимоотношениях с профсоюзами и государством.

В качестве таких сегодня выступают:

* некоммерческие союзы и ассоциации промышленников и предпринимателей, действующие на федеральном, региональном и территориальном уровнях и образованные, в основном, на базе бывших общественных объединений;

* российские акционерные общества отраслевого характера, органам управления которых предприятия и дочерние общества доверили представлять их интересы как работодателей;

* Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ее региональные отделения;

* структуры органов исполнительной власти, осуществляющих функцию работодателя.