Введение        1

1        Исследования структуры личности        5

1.1        Общее представление о личности        5

1.2        История исследований личности        7

1.3        Современные теории личности        11

2        Структура личности в современной психологии        29

2.1        Подходы к определению структуры личности        29

2.2        Способности как свойство личности        44

2.3        Темперамент, характер и личность        48

2.4        Воля как свойство личности        52

2.5        Эмоции и личность        54

2.6        Мотивация и личность        61

Заключение        75


Введение


Второе тысячелетие нашей эры ознаменовано многими гениальными достижениями человеческой мысли, ума и таланта, имеющими экзистенциальное значение для всей цивилизации. Назовем только некоторые: передача новым поколениям историко—культурных, гуманитарных, педагогических и нравственных идеалов; поддержание  традиций научно—технической культуры; диалог культур, преодоление невежества; создание величайшей литературы, музыки и других высоких искусств; феномены информатизации, роботизации, компьютерной революции,  глобальных информационных систем; рождение нейролингвистических чудес, “спасительных” виртуальных реальностей; расширение социальной инфраструктуры, осознание экологических катастроф; антропологические открытия. Особое место среди этих достижений занимают  восстановленные наукой пласты психологического знания, целые психологические миры, жемчужинами которых являются:  идеи личности, субъективности, уникальности, душевности, разумности, гуманности, единства и целостности, социальности и индивидуальности, универсальности и космизма, свободы и смысла бытия.

Но не только великое могущество идей и достижений царит в уходящем тысячелетии. Углубляется содержание глобальных проблем. Ядерные отходы, эпидемии, катастрофы, войны, демографический и экологический кризисы, наркомания, терроризм, и другие разрушительные тенденции входят в новое тысячелетие. Все названное можно назвать одним понятием —  новые миры, творимые человеком. Мы их принимаем либо не принимаем сознанием и чувствами. Но они уже есть реальность мира.

Теории личности —  проводники в реальности новых миров. Они показывают, каким может быть человек? Почему он ведет себя определенным образом? В чем его сущность? В какой мере он могущественен и в чем его бессилие? Они возвращают мировому сообществу идею личности, сотворяющей себя и весь остальной мир.

Авторы уникального пособия по теории личности Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер отмечают, что современная психология личности трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально. Например, вместо предположений о том, почему подростки выпивают или убегают из дома, исследователи должны сформулировать свое представление о психологии юношеского возраста и личностных механизмах лживости у подростков. Другая цель психологии личности — помочь людям получать большее удовлетворение от жизни. Теории личности — феномен психологии и культуры ХХ века. За сто лет создано более десяти теорий личности, которые представляют собой большую эвристическую ценность и функциональную значимость. Какими бы спорными, гипотетичными, несовершенными не были идеи относительно развития личности и поведения людей в этих теориях, в обозримом будущем педагогика и образовательные технологии  будут опираться на них. Наше отношение к ним как к фундаменту, на котором будет вырастать персонология будущего, должно быть культурным. Признавая тот факт, что в отечественной психологии не создана теория личности,  мы рассмотрим достижения зарубежных персонологов в этой области.

Основная цель сегодняшней психологии личности – объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Для этого психология работает с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены, что в объяснении сложной природы поведения человека наибольший вес будет иметь научный подход. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу «объективизации» личности, что грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они предлагают сконцентрировать усилия на исследовании более неуловимых свойств людей – их борьбе за совершенство, за личностное и духовное просвещение. И это дополняет психологическое знание знанием о личности в литературе, искусстве, поэзии, кино, религии, истории. Психология личности – наука, открытая для знания, накопленного смежными науками, искусствами, литературой, религией.

Ключевыми компонентами теорий личности являются следующие: структура личности, мотивы, концепции развития, строящиеся на исследовании различных факторов, причины патологического или неадекватного поведения, критерии оценки здоровой личности, пути и методы терапевтического лечения и коррекции отклоняющегося от нормы поведения.

Актуальность темы курсовой работы в возможности проникновения в субъективность и уникальность психической организации человека. Практическая значимость — формирование психологической культуры людей, достижение ими самоэффективности и гармонии с окружающей средой.



1 Исследования структуры личности

1.1 Общее представление о личности


На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.