СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ        5

1.1        Организационно-правовая система управления        5

1.2        Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства        9

2        ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖКХ        20

2.1        Динамика исполнения основных элементов реформы ЖКХ        20

2.2        Перспективы реформы ЖКХ        28

2.3        Опыт реформирования системы ЖКХ в Тамбовской области        34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        43

Введение


Принятие в начале 90-х годов законов Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и «О приватизации жилищного фонда» было обусловлено необходимостью повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Эти законодательные акты, принятые в развитие новой Конституции Российской Федерации, заложили основу:

* формирования современных рыночных (бездотационных) отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве России;

* усиления адресной социальной защиты населения при поэтапном переходе к 100-процентной оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время находится в кризисном состоянии, которое во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника в сфере жилья. Неподготовленность рыночных институтов усугубила ситуацию. Она характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию; упала платежеспособность населения для приобретения жилья или осуществления частного строительства, оплаты коммунальных услуг.

Большинство россиян оплачивают лишь часть расходов жилищно-коммунальной сферы — остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся, в свою очередь, за счет трансфертов из центра. Города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов, что, конечно» является непосильным бременем для большинства территории-

Учитывая это, Правительство 2 августа 1999 г. приняло постановление «О совершенствовании системы оплаты жилья и муниципальных услуг и мерах по социальной защите населения». В нем указана структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений) и порядок оплаты отдельных видов коммунальных услуг.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства была и остается многоэлементным процессом, в котором должно гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений, и грамотно поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразований в этой жизненно важной сфере национальной экономики.

Ситуация недофинансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства сохраняется уже многие десятилетия, но особенно ярко это проявилось в 90-е годы прошлого века и продолжается сейчас. За 10 лет износ основных фондов отрасли (систем тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и жилищного фонда) достиг предельной величины – 70%. Это и называют сегодня коммунальной (инфраструктурной) катастрофой, и мы являемся ее свидетелями (обрушаются дома, замерзают города, из-за некачественной воды болеют и умирают люди).

Тем не менее, многие граждане даже не задумываются о том, что такое имеет место, и подразумевают, что предъявляемая им к оплате сумма – это как раз те самые деньги, которых и стоит потребленная ими вода, тепло-, электроэнергия, содержание дома.

Поэтому у них возникает вопрос: до каких пор стоимость будет расти и где качество жилищно-коммунального обслуживания? Именно на этой почве сохраняется острота социального конфликта населения и общества вокруг повышения платежей за ЖКУ и остаются неуслышанными доводы о создании в России уникальной системы социальной защиты населения по оплате услуг ЖКХ.

Действительный ход реформы критикуется как гражданами, так и специалистами - экономистами и правоведами. Следовательно допущены существенные расхождения с первоначальными концептуальными замыслами реформы ЖКХ. Таким образом, тема работы является актуальной, так как позволяет проанализировать допущенные просчеты в ходе реформы ЖКХ.

Цель курсовой работы – исследовать стратегию управления жилищно-коммунальным хозяйством России.

Задачами курсовой работы в связи с поставленной целью являются:

* Изучение существующей системы управления жилищно-коммунальным комплексом.

* Исследование и обобщение стратегии управления ЖКХ на основе практики реализации реформы ЖКХ.

Объектом исследования является система управления ЖКХ.

Предмет исследования – изучение теории и практики стратегического управления ЖКХ.

Методы исследования – анализ монографий, периодической печати, статистических данных.

Теоретико-прикладное значение работы заключается в возможности применения исследования при разработке управленческих решений в сфере управления ЖКХ в процессе преподавания.




1 УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

1.1 Организационно-правовая система управления


Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне осуществляется единым органом — Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и  выполняет в основном функции координации и регулирования подведомственной деятельности, а другие вопросы управления в сфере строительства решают почти все федеральные органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Управление жилищно-коммунальной сферой находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшими нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере являются: федеральные законы «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. с изменениями от 19 июля 1995 г., Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., Градостроительный кодекс РФ, Положение о государственном учете жилого фонда в Российской Федерации, утвержденное Правительством 13 октября 1997 г., и постановление Правительства от 29 марта 1999 г.6 «Вопросы реализации президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты», Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27