СОДЕРЖАНИЕ:


Введение 2

1.Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента 2

1.Истоки, проблемы и перспективы развития организационных форм российских предприятий 6

Управление и революция 6

Истоки традиций 7

Функциональное управление 8

Национальные особенности 9

Общие проблемы системы управления 10

Стратегический менеджмент – объективная необходимость 12

2.Стратегический менеджмент среднего бизнеса 13

Трудности определения границ среднего бизнеса 13

Стратегия российского бизнеса в 90-е годы 15

Без стратегии у российского среднего бизнеса нет будущего 17

3.Опыт стратегического планирования в крупнейших российских компаниях 20

Опыт построения локальных систем управления на действующем предприятии. (На примере системы управления персоналом в ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЬ"). 20

Особенности слияния и поглощения в России на примере ОАО "Северсталь" 24

Заключение 27

Список литературы 31

Введение


В 80-90-е годы в развитии российского бизнеса преобладали волевые, личностные начала.

На современном этапе социально-экономического развития России стратегический менеджмент стал первоочередной проблемой управления и для бизнеса.

Необходимость разработки стратегического плана как важного инструмента стратегического управления предприятием стала аксиомой в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим в последние годы в теории общего менеджмента выделилось самостоятельное направление – стратегический менеджмент. Такой интерес к данной проблеме имеет объективные причины, среди которых можно назвать нестабильность общей экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышение требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта. Быстро и постоянно меняющаяся внешняя среда предприятия в значительной степени усложняет управленческий процесс, и рынок становится все менее предсказуемым.

Целью настоящей курсовой работы является исследование потребности российского бизнеса в стратегическом планировании. Для этого в первой главе предполагается освятить вопросы развития практики руководства и планирования в России в ХХ веке. Затем рассмотреть в следующей главе вопросы стратегического менеджмента с точки зрения крупнейшей группы российского бизнеса—среднего. В третьей главе приводится практика стратегического планирования одного из гигантов российского бизнеса—«Северстали». И, в заключение, хотелось бы подвести итоги всему сказанному, но с несколько иной точки зрения.

1.Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента


Стратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.

Рассмотрим историю возникновения понятия «стратегический менеджмент» в науке управления.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX в. они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие «менеджмент», если в русском языке существует термин «управление», а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и других причин их сущность далеко не одинакова.

Более глубокое изучение менеджмента приводит к пониманию основного различия. Оно состоит прежде всего в том, что в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране было подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что в конечном итоге обусловливало увеличение любой ценой выпуска продукции, ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.

Наблюдался принципиально различный подход к условиям социалистического и капиталистического производства. А различные условия производства предполагали и различные подходы к управлению (см. табл. 1).

Таблица 1

Два типа предприятий и действительные ограничения 

Ограничивающие условия    

Предприятие в условиях рыночной экономики   

Предприятие в условиях директивно-плановой экономики

1. Ресурсные ограничения   

Редко бывают эффективными   

Почти всегда эффективны, более узкие, чем ограничения, обусловленные спросом

2. Ограничения, обусловленные спросом    

Почти всегда эффективны   

Редко бывают эффективными

3. Бюджетные ограничения   

Жесткие   

Мягкие