Стиль лидерства

и принятие управленческих решений




1. Имидж публичного политика.

Психологические характеристики лидера.

Типы лидеров. Новое в теориях лидерства




Изучение стиля лидерства и принятия управленческих решений является составной частью политического консалтинга. Понять политический консалтинг, не анализируя стиль лидерства и принятие управленческих решений, нельзя. Вопросы изучения стиля лидерства поставлены вместе с проблемой имиджа публичного политика, который является составляющей современной цивилизации.


Имидж публичного политика не является сегодняшним изобретением. Еще в далекие времена впереди войск Чингисхана, к примеру, шел слух об их жестокости. Они убивали всех жителей, если город не сдавался до применения осадных орудий. Такой имидж помогал Чингисхану завоевывать города.


Имидж древнегерманского воина во многом выводился из  образа зверя. 'Оказавшись в сражении, 'воины-звери' : становились неутомимыми и бесчувственными: Германский воин, рычащий, как медведь, либо надевший на себя собачью голову, как бы на самом деле становился медведем, волком, бешеной собакой'[1].


В этом случае имидж пересиливает даже саму личность, которая растворяется в имидже.


Имидж присутствовал  всегда, но в наше время его значение резко возрастает. Российский консультант по имиджу Николай Амелин, отталкиваясь от традиционного определения имиджа как 'самопрезентации, конструирования человеком своего образа для других', находит новые аргументы, объясняющие, почему именно сегодня мы во всеуслышание заговорили об имидже: 'Время большого бизнеса, политизации всех сторон жизни породило и новые требования: жить на виду, выставлять себя на показ: Чтобы сбыть себя с рук, : надо продать хорошее впечатление о себе: Если же вы хотите повысить свой ранг в социальной иерархии, вам нужно много в себе менять, работать над своим имиджем, руководствуясь рекомендациями специалиста'[2].


Под имиджем понимают образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус (положительную оценку со стороны). Так, если политический консалтинг воспринимается людьми в качестве респектабельного человека, то про него говорят, что у него 'есть имидж'.


Имидж (image анг.) -  образ, слепок, умственное представление о конкретном лице, содержательная сторона его характера. В практическом употреблении это слово близко к известному греческому слову харизма, в которое древние греки вкладывали такие значения, как одаренность, авторитетность, мудрость и святость. Люди, обладающие совокупностью подобных качеств, во все времена обладали силой влияния на окружающих. Приведем ряд поведенческих характеристик таких людей:


- внешний вид - эти люди имеют внушительную внешность, зачастую они привлекательны, наделены атлетическим телосложением, обладают завидной осанкой и прекрасно держатся;


- независимое поведение - в жизненных ситуациях эти люди полагаются в основном на себя, хотя и доверяют другим людям;


- речевые способности - у них  хорошо поставлена речь, жестикуляция, телодвижения;


- достойные манеры - они всегда собраны, держатся с полным сознанием своей значимости, однако без явной демонстрации личной надменности;


- спокойная реакция на похвалу и критику - они терпеливо выслушивают славословия в свой адрес, благодарят окружающих за комплименты, но деликатно дают понять, что впредь этого делать не стоит. Критику в свой адрес они переносят без вспышек  гнева, преследовать за критику считают ниже всего достоинства.


В имидж личности субъекта деятельности вписывается суггестия. Это свойство и умение человека влиять на других людей. С точки зрения деятельностного подхода к анализу феномена суггестии, в нем сплетены два элемента - уверенность в себя и позитивная энергетика.


Имидж политический способствует позитивному отношению к той или иной политической фигуре. Благоприятный имидж страны создает климат для инвестиций, помогает развивать внешнеэкономическое сотрудничество.


Имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией. Он служит отражением как интересов аудитории, так и интересов политика и пытается совместить эти интересы, уйти от одностороннего давления сверху, свойственного тоталитарному обществу.


Имидж может быть разделен на два типа: имидж идеальный, тот, к которому следует стремиться, и имидж реальный, присутствующий на самом деле.


Задачей имиджмейкера становится совмещение этих двух позиций. При этом и первый, и второй имидж могут быть неверными с точки зрения эффективности взаимодействия.


Е. Егорова и К. Плешаков понимают под политическим имиджем следующее: 'Имидж - это специально создаваемый, преднамеренно формируемый политический образ для достижения поставленных  целей'[3]. Как видим, акцент здесь сделан на аспектах формирования имиджа. Они также пользуются термином 'стратегический образ', когда речь идет об имиджах кандидатов в предвыборных кампаниях.


Идеальный имидж будет создан при соответствии его тем целям, которые будут поставлены.


Имидж становится важнейшей частью избирательных кампаний, поскольку все партии избирают в качестве своей главной стратегии - стратегию персонализации. Значение личного имиджа политика является важной основой для его статуса в той партии, которую он представляет. Без преувеличения можно сказать, что 'имидж' ведущих политиков может означать одновременно и политический подъем, и его упадок.


Современная наука выделяет три подхода к имиджу: 1. Функциональный, при котором выделяют разные типы имиджа, исходя из различного функционирования; 2. Контекстный, при  котором эти типы находятся  в разных контекстах реализации; 3. Сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи[4].


Функциональному подходу присущи следующие возможные варианты имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.


Зеркальный. Это имидж, свойственен нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Его минус - минимальный учет мнения со стороны.


Текущий. Этот  вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формирует имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще, это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится получение не столько благоприятного, сколько верного, адекватного типа имиджа.


Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для создаваемых политических структур.




его тем целям, которые будут поставлены.


Имидж становится важнейшей частью избирательных кампаний, поскольку все партии избирают в качестве своей главной стратегии - стратегию персонализации. Значение личного имиджа политика является важной основой для его статуса в той партии, которую он представляет. Без преувеличения можно сказать, что 'имидж' ведущих политиков может означать одновременно и политический подъем, и его упадок.


Современная наука выделяет три подхода к имиджу: 1. Функциональный, при котором выделяют разные типы имиджа, исходя из различного функционирования; 2. Контекстный, при  котором эти типы находятся  в разных контекстах реализации; 3. Сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи[4].


Функциональному подходу присущи следующие возможные варианты имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.


Зеркальный. Это имидж, свойственен нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Его минус - минимальный учет мнения со стороны.


Текущий. Этот  вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формирует имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще, это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится получение не столько благоприятного, сколько верного, адекватного типа имиджа.


Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для создаваемых политических структур.