СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Развитие налоговой системы России на современном этапе        5

1.1        Понятие и назначение современной налоговой политики        5

1.2        Этапы налоговой реформы в Российской Федерации        11

1.3        Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран        20

2        Современные тенденции изменения налогового законодательства        30

2.1        Изменения налогового законодательства в русле административной реформы        30

2.2        Проблемы совершенствования системы налогообложения        40

2.3        Результаты реформирования системы налогообложения        47

Заключение        55

Список использованной литературы        61

Приложение        65


Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют «встроенными стабилизаторами» рыночной экономики.

Налоги помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.

Наглядным примером воздействия неэффективности может служить налоговая система России 1990-х годов, когда налоги забирали, чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

Одно из главных требований к налогам - их стабильность в течение продолжительного периода времени. Частые поправки в налоговом законодательстве, инструктивных документах усложняют труд счетных работников, налоговой инспекции, приводят к недопоступлению крупных финансовых ресурсов в доходы бюджета. Налоговая система в своей основе должна быть устойчивой в течение примерно пяти лет. Только в этих условиях предприниматель имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу, с учетом этого инвестировать прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры. Стабильность налоговой системы позволит также планировать и прогнозировать доходы и расходы бюджета. Однако последние годы в России отмечены частыми изменениями в налоговом законодательстве. Это негативно отражается на предпринимательском климате.

В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами и инструкциями к ним.

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой системы России и изучить тенденции ее развития.

В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

* Изучение сущности и структуры налоговой системы России;

* Исследование тенденций развития налоговой системы России.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является теоретическое и практическое исследование проблемы эффективности ведения налоговой отчетности и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию процесса заполнения и передачи налоговой отчетности.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

?исследовать аспекты становления и развития налогообложения в России;

?выявить проблемы налогообложения в России на современном этапе развития;

?исследовать тенденции и основные направления совершенствования в области налогообложения.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.

В процессе выполнения курсовой работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический,  расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность налогов и сборов, их проявление в России.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования налогообложения могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Исследования и выводы, сделанные в курсовой работе, могут быть использованы в процессе преподавания курса: «Налоги и налогообложение», а ряд положений и рекомендаций – в работе предпринимателей и налоговых органов.


1 Развитие налоговой системы России на современном этапе

1.1 Понятие и назначение современной налоговой политики

Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Так как налог – это, прежде всего, государственный доход, то налоговая политика тождественна политике госдоходов, которые генетически завязаны на госрасходах. Отсюда немедленно следуют два важных вывода. Первый (логический) – политика государственных доходов (налоговая политика) неразрывно связана с политикой расходов государства. В теории поэтому налоговая политика и политика государственных расходов объединяются одним термином – фискальная политика. Второй актуальный вывод (практического порядка) вытекает из первого: коль скоро налоги и бюджетные расходы неразрывны, то налоговая политика, как и политика государственных расходов, должна определяться Минфином.

Еще одна характеристика налоговой политики состоит в том, что она всегда выступает частью общей социально-экономической политики. «Политика налоговая, часть экономической политики государства…». Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых использует весь арсенал имеющихся у него средств, в том числе, разумеется, и налоги. Так в общих чертах представляется положение налоговой политики при внешнем рассмотрении. Но можно взглянуть и на ее внутреннее строение.