СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 2
1. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации 3
1.1. Законодательная инициатива 3
1.2. Рассмотрение законопроектов 6
1.3. Рассмотрение федеральных законов. 9
1.4. Преодоление разногласий. 10
1.5. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. 11
1.6. Особенности принятия федеральных конституционных законов 13
1.7. Обнародование и вступление в силу федеральных законов. 14
2. Характеристика законодательного процесса в Российской Федерации 15
2.1. Главные участники законодательного процесса 15
2.2. Государственная Дума – лаборатория законодательства 17
2.4. Принципы законодательной работы 19
2.4 Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение
На наших глазах Россия превращается в демократическое правовое государство. Сейчас с этим не решаются спорить даже самые отъявленные скептики. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство – она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее – в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.
Россия стремится стать правовым демократическим государством. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу является принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти – свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная – за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.
Законодательный процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты.
Законотворчество – сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
* Законодательная инициатива;
* Обсуждение законопроекта;
* Принятие закона;
* Опубликование закона.
Эти стадии в свою очередь также имеют сложное строение (рис.1).
Законодательная власть ответственна за то, насколько полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп. Но из общеобязательности законов вытекает и обратное: они должны соответствовать интересам общества, тем многочисленным и разнообразным чаяниям и потребностям, отстаивание которых становится целью разнообразных общественных объединений.
Таким образом, законодательный процесс в Российской Федерации напрямую затрагиваем интересы каждого гражданина нашей страны.
Цель курсовой работы - исследовать основные этапы законодательного процесса в Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие стадии законодательного процесса.
2. Выявить основные проблемы в осуществлении законодательного процесса.
3. Изучить опыт работы законодательных органов Российской Федерации.
Объект исследования: процесс законотворчества в РФ.
Методы исследования: анализ прессы, монографий, учебников.
1. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
1.1. Законодательная инициатива
Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам.
Рис.1. Стадии законодательного процесса в Российской федерации
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение. Некоторые законопроекты могут вноситься только определёнными субъектами права законодательной инициативы, например, проекты федерального бюджета и отчёта о его исполнении - Правительством РФ, законопроекты о ратификации международных договоров - Президентом РФ. Внесённый законопроект регистрируется, Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и определяет сроки его рассмотрения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит юридическую экспертизу законопроекта. Законопроект обсуждается в комитетах Государственной Думы, рассылается субъектам права законодательной инициативы. Инициаторы законопроектов, их представители участвуют в их рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания.
Рис.2. Осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе