СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Проблемы управления безопасностью жизнедеятельности  в России        4

2        Защитные сооружения Гражданской обороны: их назначение и виды        9

3        Средства тушения пожаров        12

4        Средства индивидуальной защиты населения        14

5        Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в зонах ЧС        18

6        Информационные технологии в области безопасности жизнедеятельности                        21

Заключение        28

Список литературы        30




Введение

Современные условия характеризуются с одной стороны снижением уровня военной опасности, а с другой - возрастанием угроз техногенного, природного, криминогенного и террористического характера.

Основными факторами, оказывающими существенное влияние на процессы социального развития и безопасность жизнедеятельности в современных условиях являются:

– возрастание угроз техногенного характера вследствие морального и физического старения объектов промышленной инфраструктуры, гидротехнического и жилищно-коммунального комплексов;

– высокий уровень аварийности транспорта (например, количество ДТП доходит до 200 тыс. в год);

– возрастание ущерба и числа погибших от пожаров (в 2004 году только на территории Северо-Западного региона произошло более 26 тыс. пожаров, погибло около 2 тыс. человек. Средние потери, приходящиеся на один пожар, выросли до 320 тыс. рублей.);

– рост количества и масштабности последствий природных катаклизмов (лесных пожаров, наводнений и т.п.);

– возрастание рисков при перевозке опасных грузов и усиление угроз химической, биологической и радиационной безопасности;

– возникновение возможностей нарушения информационных ресурсов, систем и структур, разрушение их или искажение работы и содержания через специальные средства воздействия;

– создание и провоцирование социальной межнациональной, религиозной напряженности;

– усиление возможности манипулирования массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

– нарастание угроз террористических проявлений.

В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и руководства предприятий.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

1 Проблемы управления безопасностью жизнедеятельности  в России

В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.

Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в стране необходимые условия для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Достижение поставленной цели и решение основных задач программы осуществлялось путем скоординированных действий федерального центра и субъектов Российской Федерации.

В рамках проводимой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 40 субъектах Российской Федерации координационной работы осуществляется реализация региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы еще в 27 субъектах Российской Федерации.

Указанные региональные целевые программы являются важнейшим звеном в построении системы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Их реализация позволила придать системность, организованность и управляемость деятельности по снижению рисков чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По различным оценкам, ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта. Невосполнимые ежегодные потери в результате чрезвычайных ситуаций достигают 70 тыс. человек и более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия российского и всемирного значения.

Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные геологические процессы (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, сели, грязевой вулканизм), опасные геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты), опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, очень сильные осадки, сильные метели и пыльные бури, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками, селевые потоки, снежные лавины, цунами, сгонно-нагонные явления), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных.