Содержание
Введение 2
Глава 1 Подходы к пониманию среднего класса 4
1.1 Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки 4
1.2 Исторический экскурс в теорию среднего класса 18
Глава 2 Проблема формирования среднего класса в России 27
2.1 Ресурсы российского среднего класса 27
2.2 Малый бизнес, как ресурс среднего класса 32
2.3 Сферы политической активности средних классов 41
Глава 3 Перспективы развития среднего класса 46
3.1 Динамика среднего класса в 1999-2003 годах 46
3.2 Перспективы «среднего класса» в России 60
Заключение 71
Список использованной литературы 81
Приложение 83
Введение
Актуальность темы исследования заключается в дальнейшей консолидации усилий как органов государственной власти так и общественности на выработке мер по поддержке формирующегося в России среднего класса. Факт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, свидетельства прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований. Именно в силу политического характера проблема среднего класса окутана густой оболочкой предрассудков и мифов.
До сих пор предпринимаются попытки опровергнуть существование в России среднего класса. Иногда пытаются найти в российских реалиях социальные группы, которые как братья-близнецы похожи на западноевропейский или американский средний класс. Теоретическая дискуссия о сущности среднего класса в трансформирующемся обществе не в состоянии дать ответ на вопрос о том, насколько успешно происходит (и происходит ли вообще) формирование среднего класса в современной России. Многое в этом плане будет зависеть от результатов эмпирических исследований. Сегодня вопрос о размерах среднего класса в России, уже не представляется столь критическим и острым. Гораздо более принципиальный вопрос относительно состава среднего класса .
В последнее время о проблеме среднего класса говорится и пишется много. К ней обращаются аналитики, политики и журналисты. Среди прочих можно выделить следующих авторов: Т.М. Малееву, В.П. Буянова, Е.М. Андрееву А.А. Аврамову, P.M. Нуреева и др.
Цель дипломной работы – исследовать проблему образования среднего класса в России.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
* Изучить основные подходы к пониманию среднего класса.
* Исследовать проблему формирования среднего класса в России.
* Определить тенденции развития среднего класса.
Объектом исследования является российский средний класс в период его формирования.
Предмет исследования – экономические и социальные отношения в обществе.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
* Уточнено содержание среднего класса России, что позволило определить особенности его формирования, место в социальной структуре общества;
* Доказана необходимость государственной поддержки органов местного самоуправления развития малого бизнеса;
* Дана методика оценки эффективности деятельности субъектов малого бизнеса;
* Предложены пути развития малого бизнеса как в России, так и в региональном масштабе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в целях разработки мер по поддержке формирования среднего класса в России в целом, так и в регионах.
Глава 1 Подходы к пониманию среднего класса
1.1 Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки
Российский средний класс постепенно становится категорией массового сознания. Его проблемы активно обсуждаются в обществе, ему посвящены многочисленные публикации прессы. Виртуальному среднему классу вменяются определенные стандарты потребления (например, к нему относят всех, кто имеет автомобиль, кто отдыхает за границей, кто расплачивается пластиковыми картами и т.д.). Его хоронят, как это делалось в публикациях осени 1998 года, или воскрешают, как в статьях, появившихся полгода спустя. Он внушает надежды, когда рассматривается как оплот демократии, или раздражает как эгоист, думающий только о себе. Таким образом, из материалов прессы проступает нечеткий и фрагментарный, если не сказать искаженный, портрет размытой социальной группы. На его основании трудно составить представление о численности, составе и характере исследуемой совокупности.
Средний класс, воспринимаемый как порождение российских реформ, вызывает время от времени повышенное внимание со стороны властных структур. Однако этот периодически возникающий интерес не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса. Так, Комитетом по экономической реформе Правительства РФ задача формирования российского среднего класса была поставлена в качестве приоритетной на 1998 год. Между тем, разразившийся в том же году финансовый кризис нанес чрезвычайно чувствительный удар как раз по тем группам населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Сейчас интерес со стороны властных структур вновь обострился в связи со "Стратегией развития страны до 2010 года" (Программа Г. Грефа), в соответствии с которой на средний класс перекладывается значительная часть социальных расходов.
Не удивительно, что средний класс стал предметом пристального анализа специалистов. К настоящему времени, однако, еще не выработано какое-либо единое конвенциальное понимание того, кто сегодня составляет средний класс в России. Выделяются несколько тем, в отношении которых ведутся наиболее острые и длительные дискуссии. Первая дискуссионная тема касается проблем происхождения среднего класса в России и его судьбы в процессе реформ. Здесь можно выделить следующие точки зрения.
1. Средний класс существовал в СССР, но вследствие реформ он размывается
Многие авторы показывают, что в Советском Союзе сложился прототип среднего класса, так называемая прослойка народной интеллигенции, составляющая около трети населения и включающая в себя низшие и средние слои партноменклатуры, "белые воротнички", служащих с высшим образованием, офицерство. Здесь можно привести мнение М. Чешкова, согласно которому в обществе "реального социализма" средние слои существовали в развитом и полном объеме. В ходе реформ у большинства представителей этих групп, в основном получающих фиксированные доходы из государственного бюджета, уровень жизни и социальной значимости снизились.
Вследствие реформ, таким образом, средний класс стал исчезать. Начавшиеся реформы не только не усилили средние слои, но более того, уничтожили их, превращая представителей советского среднего класса в маргиналов и пауперов.
2. Средний класс появился вследствие реформ как их порождение. Те, кто придерживается подобной точки зрения считают, что средний класс формируется как важный элемент социальной структуры