Введение

История социально-экономических реформ 1990-х годов в России уже перешагнула десятилетний рубеж. За этот период были осуществлены крупнейшие преобразования, изменившие всю архитектонику россий­ской экономики и российского общества. Однако вновь и вновь зада­ются вопросы: каковы результаты реформ? каковы их уроки? каковы перспективы?

Каждый из этих вопросов по-прежнему носит остродискуссионный характер. К числу таких вопросов относится и проблема среднего класса в современной России. Это неудивительно. Факт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельст­ва и даже критерия эффективности реформ, свидетельства прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как сим­вол неудачи социально-экономических преобразований. Именно в си­лу политического характера проблема среднего класса окутана густой оболочкой предрассудков и мифов.

До сих пор предпринимаются попытки опровергнуть существова­ние в России среднего класса. Иногда пытаются «поставить русскую пьесу в голливудских декорациях», желая найти в российских реалиях социальные группы, которые как братья-близнецы похожи на запад­ноевропейский или американский средний класс. Продолжающаяся в академических кругах теоретическая дискуссия о сущности среднего класса в трансформирующемся обществе не в состоянии дать ответ на вопрос о том, насколько успешно происходит (и происходит ли вооб­ще) формирование среднего класса в современной России. Сейчас сло­во за эмпирическими исследованиями. Именно эта цель — перевести абстрактные методологические рассуждения в эмпирическую плос­кость — и лежит в основе настоящей коллективной монографии.

Авторский коллектив монографии, объединивший экономистов, со­циологов и математиков, не впервые обращается к проблеме российско­го среднего класса. Первая книга, посвященная ей', также носила эмпи­рический характер и базировалась на методологии вторичного социо-экономического анализа. Информационную основу исследования соста­вили репрезентативные базы данных, выполненные вне контекста ис­следования среднего класса, но представляющие все население России и

Предисловие

включающие ряд социально-экономических индикаторов, которые по­зволили стратифицировать всю совокупность российских домохозяйств с выделением тех, которые могли быть идентифицированы как относя­щиеся к средним классам . В результате удалось выделить социальную группу, отвечающую признакам среднего класса, которая оценивалась в 20—25% российских домохозяйств.

Настоящий, второй по счету проект был обусловлен двумя обстоя­тельствами.

Первое состоит в том, что несмотря на широкие возможности, ко­торые скрываются за методами вторичного анализа, мы все же вполне осознаем все недостатки и ограничения, неизбежные в ходе анализа данных, полученных в рамках исследований, которые были выполне­ны в разное время и принципиально отличались как по конечным це­лям, так и по набору показателей. Вынужденные адаптационные алго­ритмы грешили большим числом допущений и условностей. В итоге мы смогли приблизиться к объекту исследования — среднему классу, но утверждать, что нам удалось его измерить прямыми способами, было бы преувеличением. В рамках же настоящего проекта было про­ведено масштабное социологическое обследование, охватившее 5 тыс. домохозяйств в 12 регионах, которое было построено на методологии, подчиненной специальной цели — выделению и описанию среднего класса в современной России.

Вторая причина нашей преданности идее поиска среднего класса гораздо весомее. Думается, сегодня вопрос о размерах среднего класса в России, уже не представляется столь критическим и острым. Гораздо более принципиальный вопрос относительно среднего класса — какой он? Кто эти люди и их семьи? Какими ресурсами они располагают и как ими распоряжаются? Что позволяет им сохранить свои социаль­но-экономические позиции? Носителями каких социально-экономиче­ских стратегий они являются? Какие из этих стратегий — механизмы выживания, а какие — механизмы развития? Чем они отличаются от других социальных групп? И, наконец, главный вопрос, от которого зависит судьба дальнейшей социально-экономической эволюции: како­вы шансы социальных групп, располагающихся ниже средних в соци­альной структуре, на перемещение в средние классы? При каких эко­номических, социальных, институциональных и политических услови­ях им удастся подняться по лестнице социальной иерархии и превра­титься в полноценный, стабильный и экономически состоятельный средний класс?

Поиск ответов на эти вопросы и составляет предмет настоящего исследования. Авторы стремились уйти от фрагментарности и дать

10

Предисловие

системный взгляд на проблему. Это стремление легло в основу струк­туры работы и логики изложения ее результатов.

В последнее время о проблеме среднего класса говорится и пи­шется много. К ней обращаются аналитики, политики и журнали­сты. В результате этой оживленной дискуссии произошло смешение социологических, публицистических и идеологических подходов. Во вводной части монографии авторы сочли своим долгом изложить собственные взгляды на вопрос о водоразделе между этими подхо­дами.

Первый раздел посвящен главному методическому вопросу: по ка­ким признакам и как выделить средний класс из сложной социальной структуры современного российского общества? В нем наряду с общи­ми методологическими положениями излагаются основания и алго­ритмы выделения среднего класса по трем базовым критериальным признакам — материальной обеспеченности, социально-профессио­нальному положению, самоидентификации.

Во втором разделе синтезируются результаты выделения трех сред­них классов по перечисленным выше критериям, оцениваются разме­ры и границы обобщенного среднего класса. Здесь же предпринимает­ся попытка общей стратификации российского общества в зависимо­сти от позиционирования тех или иных социальных групп по отноше­нию к обобщенному среднему классу.

Третий раздел посвящен анализу деятельности среднего класса и поиску различий между стратегиями, свойственными среднему классу и прочим социальным группам. В фокусе внимания — основные соци­альные и экономические сферы деятельности: стратегии в области об­разования, поведение на рынке труда, финансовое поведение, потреб­ление и стиль жизни, политическая и правовая активность. Выделение инновационных форм деятельности среднего класса служит своеобраз­ным заключением к данной части исследования.

В заключении наряду с эскизным подведением итогов авторы обра­щаются к вопросу о будущем средних классов и об их месте в россий­ской социальной структуре.

Монография также включает три приложения. Представляется, что без подробного описания социологического инструментария, использо­ванного в проекте, наши выводы были бы неубедительны. В первом приложении подробно излагается дизайн выборки и методы обеспече­ния ее репрезентативности по основным социально-демографическим параметрам. Во втором приводится анкета, позволившая получить об­ширную информацию относительно социально-экономического поло­жения населения России. В третьем приведены оценки размеров всех

11

Предисловие

социальных групп, выделенных в соответствии с разработанной мето­дологией по трем базовым критериям.