Содержание





Введение        2

1        Общие положения сравнительного  подхода к оценке стоимости предприятия        4

2        Основные требования к отбору предприятий-аналогов        6

3        Метод рыночной привлекательности предприятия        11

4        Метод капитализации дивиденда        15

5        Метод отраслевых коэффициентов        17

Заключение        22

Список литературы        24



Введение


Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, с другой стороны — на фактически достигнутые компаниями финансовые результаты.

Особое внимание при изучении сравнительного подхода уделяется:

* теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям применяемых методов;

* критериям отбора аналогичных предприятий;

* характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике;

* основным этапам формирования итоговой величины стоимости бизнеса;

* обоснованию величины мультипликатора;

* обоснованию новых коэффициентов для промежуточных результатов;

* внесению поправок по формирующим стоимость бизнеса факторам.

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформировавшегося рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальвая цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающего возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены акций аналогичных предприятий. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкурентные позиции предприятия. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рыночной информации.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, Перспективы развития. Следовательно, на предприятиях, выбранных в качестве аналогов, должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.


1 Общие положения сравнительного  подхода к оценке стоимости предприятия


В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование следующих основных  методов:

* Метод компании-аналога.

* Метод сделок.

* Метод отраслевых коэффициентов.

* Метод рыночной привлекательности.

* Метод капитализации дивиденда.

* Метод соотношения рыночной и балансовой стоимости акций.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот подход требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества исходной информации.

Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину Дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы: