СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Монархия как форма правления        3

1.1        Понятие и типология формы правления        3

1.2        Характеристика монархии как формы правления        6

2        Специфика монархической формы правления        11

2.1        Конституционная и неограниченная монархии        11

2.2        Нетипичные монархии        19

Заключение        27

Список использованной литературы        31

Введение


Право любой страны определенным образом регулирует отношения между высшими органами государственной власти и устанавливает саму систему этих органов. Правовая сторона вопроса не всегда является определяющей: на функционирование государственной власти могут оказывать решающее влияние группы давления, личные связи, институты сомнительной конституционности (единственная партия, тайные комитеты и советы, духовные лидеры и т.д.). Более того, сами отношения между высшими органами государственной власти обычно далеки от буквы закона.

Тем не менее, правовая организация государственной власти является важным фактором государственного управления. Во-первых, правовые нормы в той или иной степени все-таки отражают реальность; их существование не проходит полностью незамеченным. Во-вторых, правовые установления могут играть решающую роль, когда за ними стоят организованные интересы, использующие правовые нормы или их изменение в своих целях. Наконец, в некоторых современных государствах нормы конституционного права могут стать самостоятельной силой, особенно в ситуации равновесия, кризиса и т.д. - процедурная функция правовых норм здесь особенно важна.

Исходя из этого, тема анализа форм правовой организации власти имеет актуальное значение для изучения государственного управления.

1 Монархия как форма правления

1.1 Понятие и типология формы правления


Понятие форма правления используется в современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом.

В рамках первого подхода традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Подробная характеристика этих форм правления основательно разработана классической теорией государства и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

Второй подход детализирует первый. Среди монархических форм правления (в рамках монархической формы правления) выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии (рис. 1).


Рис. 1. Типология современных монархических форм правления


Выделение разных форм правления (здесь этот термин обозначает уже конкретные конфигурации) основано на нескольких стандартных критериях. Они могут быть резюмированы следующим образом:

* способ занятия должности главы государства, его полномочия

* способ формирования правительства, его ответственность

* способы взаимодействия (взаимовлияния) главы государства, парламента и правительства.

Каждая форма правления характеризуется определенным сочетанием трех этих базовых параметров. Соответственно, каждая форма правления может быть исчерпывающе охарактеризована по этим трем пунктам. Всю схему можно свести в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики различных форм правления

Форма

правления

Абсолютная

монархия

Дуалистическая

Монархия


Парламентская

Монархия

Параметр






Глава государства

Занимает должность путем наследования,

Наследование


Наследование


объединяет в своих руках все ветви власти

Возглавляет исполнительную власть


Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства

Прави-тельство

Если существует, полностью зависит от главы государства

Если существует, полностью зависит от главы государства


Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом


Взаимовли-яние

Всевластие главы государства, отсутствие парламента

Монарх может распустить парламент, сменить правительство

Президент может сменить правительс-тво и отдельных министров

Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство