СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Духовные основы общества        4

2        Социодинамика духовной жизни ХХ века        9

3        Динамика подходов к общечеловеческим ценностям        15

Заключение        19

Список литературы        23

Введение


Важнейшим направлением социологии является круг процессов и явлений в духовной жизни наций, т. е. образование, культура, язык, традиции и т. п. Если экономика и социальная жизнь в основном интернационализируются, то духовная жизнь выступает в роли своего рода хранилища национального духа, традиций, национальной самобытности. Именно язык, культура, традиции в наибольшей мере сохраняют национальное, особенное.

Здесь, наверное, самой главной является проблема языка. С одной стороны, происходит свободное развитие национальных языков. Сформировался литературный язык у малых народов Сибири и Крайнего Севера. Широкое распространение получило двуязычие. Многие владеют русским языком как средством межнационального общения, а русские, проживающие с другими народами, часто владеют их языками. Конечно, это прогрессивные процессы.

По данным переписи, 14 млн. представителей нерусских народов назвали русский язык своим родным языком. Многие родители предпочитали с первого класса учить своих детей на русском языке. Но начальное образование разумно вести на родном языке. На совпадение национальности и родного языка, по материалам переписи, указывают 93,1 процента населения, 82 процента населения свободно владеют русским языком.

Сейчас проблемы языка - пожалуй, самые острые в суверенных республиках СНГ. Национальный язык становится государственным языком. И это правильно. Но надо учитывать интересы других национальных групп. Таким образом, в многонациональных республиках должно быть два или более государственных языка. Государству следует обеспечить законное право учить детей и учиться на своем родном языке всем гражданам республики. Большие сложности в Прибалтике, где сокращают русскоязычные школы, группы с русским языком обучения в вузах. Не стоит и форсировать требование обязательного знания государственного языка, лучше создать условия для изучения, постепенно расширяя его общественные функции.

Чтобы представить себе масштаб возможных трудностей, стоит уточнить, что в СССР было представлено 10 языковых семей, включающих 162 языка.

Решая языковые проблемы некоторых народов в Москве или на Крайнем Севере, можно идти по пути создания культурных обществ, вводить преподавание языков этих народов в школах. Для этого требуется проводить социологические опросы населения, реализовать национальную политику с учетом мнений и пожеланий большинства населения.

Следует помнить, что в кризисных ситуациях вопросы языка, национальной культуры чаще всего оказываются в эпицентре политической жизни, неосторожные шаги могут привести к серьезному социальному напряжению.

Таким образом, социология духовной жизни имеет актуальное значение. В современной ситуации при решении национальных вопросов социологическая информация особенно важна, если мы хотим достичь согласия в обществе.



1 Духовные основы общества


Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-. Отметим некоторые из значений

* cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

* cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

* cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:

* возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

* стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

* культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:

1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.) Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.