Социальное обслуживание (инновационные формы)

"Социальное обслуживание" как правовое явление представляет собой "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". В этом случае речь идет о непосредственной помощи уже выявленным нуждающимся гражданам со стороны учреждений государственной системы социальных служб. В понятие "социальное обслуживание" не включается также деятельность по выявлению нуждающихся в заботе граждан и по оказанию им помощи со стороны частных лиц.

Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 02.08.95г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 24.06.99г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Законодательством предусмотрено 3 формы предоставления услуг: в условиях нестационарного, стационарного, полустационарного обслуживания.

Важнейшими принципами предоставления населению социальных услуг являются адресность, системность и комплексность, что позволяет государству не только оказывать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и способствует стремлению граждан самостоятельно решать возникающие проблемы.

В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные формы социального обслуживания. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

Дальнейшее развитие получили инновационные формы стационарного социального обслуживания пожилых людей - дома-интернаты (отделения) милосердия, дома-интернаты малой вместимости, геронтологические, геронтопсихиатрические и реабилитационные (отделения) центры.

Также получили развитие такие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, как:

1) организация служб милосердия и хосписных служб при специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому по предоставлению социальных услуг онкологическим больным в поздней стадии заболевания;

2) создание социальных парикмахерских, служб "социальное такси", "института сиделок", социальных квартир, службы "санаторий на дому";

3) волонтерское движение и другие формы работы.

Инновационные технологии в области социальной работы с молодежью предполагают развитие молодежного предпринимательства, которое содействует решению социально-экономических проблем молодежи. Поэтапно развивается комплексная система организаций, содействующих молодежному предпринимательству: региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.; оказывается государственная поддержка и проводится стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.

Наиболее перспективным путем создания такой системы социальных служб для молодежи стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых — обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи.

Направлениями их работы являются: оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям и молодежи); правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; комплекс социальных служб молодежи Астрахани); профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодежи Перми); медицинская и медико-социальная помощь молодежи (центр «Ювентус» в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары); информационное обеспечение социальных служб (Социальный центр молодежи Кузбасса, городской центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Шанс» в Туле).

Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды. Эти программы носят социально-образовательный и воспитательный характер и ставят своей целью подготовку молодых людей к самостоятельной жизни и адаптацию к новым социально-экономическим условиям, формирование социально устойчивого молодого человека, не приемлющего асоциальные формы самоутверждения, воспитания антинаркотического мышления.

Новой формой социального обслуживания семьи и детей является социальный патронаж, который является эффективной формой вмешательства в конкретную ситуацию семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или пережившей кризис.

Социальный патронаж проводится в зависимости от ситуации, приведшей к трудной жизненной ситуации в виде:

* социально-медицинского патронажа семей, имеющих детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе наблюдения за семьями с целью своевременного выявления возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей, и оказания им необходимой социально-медицинской помощи;

* социально-психологического патронажа за клиентами учреждений социального обслуживания на основе наблюдения для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;