СОДЕРЖАНИЕ



1        Основные элементы социального устройства        2

2        Социальные институты        3

3        Социальные общности        5

4        Социальные организации        7

5        Проблемы социального устройства в России        12

Список использованной литературы        14

1 Основные элементы социального устройства


В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую. Каждая подструктура характеризуется своим набором социальных организаций и учреждений, своей системой социальных ролей, социальных ценностей и норм.

Основным элементом социальной структуры являются:

* социальные общности (большие и малые группы);

* профессиональные группы;

* социально-демографические группы;

* социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, но их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

     Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в нашей стране, - классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

     Довольно длительное время отечественные социологи, исходя из марксовой схемы, видели в социальной структуре нашего общества два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Формально каждая из этих групп обладает необходимыми для социального структурирования признаками. Но это слишком плоская фотография, и она не дает ответа на многие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относить партийную и хозяйственную номенклатуру, которая также, по ленинскому определению, обладала всеми необходимыми классообразующими признаками. Корее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в силу ее возможностей распоряжаться собственностью, иметь значительную долю общественного богатства, играть определенную роль в организации труда - главным, основным классом общества. Тогда становится понятным определение "августовская революция 1991 года" - устранение от власти класса номенклатуры. В западной социологии, подчеркивая роль современных менеджеров в экономической и государственной жизни, пишут о революции управляющих.

     В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов - то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, - ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

     Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50 :25. Исследования показывают, что деление на три группы вполне достаточно.

     Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих. К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т.п.

     Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

2 Социальные институты

     Понятие «институт» – одно из центральных в социологии (от лат. Institutum – установление, учреждение).

     Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

     Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Такое закрепление реализуется через социальные институты. Т.о., основное значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.

     Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

     В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

     Например, институт семьи включает в себя:

1. совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная      жизнь);

2. общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии,      семейные правила и обязательства);

3. переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, тещи,      братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

     Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезнет, то существование института становиться бессмысленным, и институт прекращает существование.

     Но есть важные, необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что в развитых современных обществах таких институтов всего пять:

     1) институты семейные;

     2) институты политические;

     3) институты экономические;

     4) институты образовательные;

     5) институты религиозные;

     важную роль сейчас играет институт науки.

     Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов:

     1) простую;

     2) сложную.

     Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции. Они обеспечивают совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленными социальными ценностями, идеалами, нормами.

     На этом уровне управляющая система не выделяется в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института (семья, дуэль как институт).

     Сложные институты – это социальные организации с четко выделенными управляющими и управляемыми подсистемами.

3 Социальные общности


     Общество – это целостная, сложная, организованная по уровням система. Самый верхний «этаж» – это общество в его универсальном целостном виде. Нижний этаж, или далее неразложимый элемент общества как системы – индивид, уровень отдельно взятого человека.

     Связующими звеньями между индивидом и обществом являются многообразные социальные общности – класс, группа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.п.

     Социальная общность – это совокупность связанных общим интересом и определенным образом взаимодействующих друг с другом индивидов, характеризующихся относительной целостностью.

     Т.о., это понятие охватывает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Существует множество классификаций социальных общностей по различным критериям. Например в обществе можно выделить:

o - общности, стихийно и объективно складывающиеся;

o - общности, формирующиеся целенаправленно и осознанно;

o - номинальные и реальные;

o - массовые и групповые и т.п.

     Основными формами социальных общностей выступают социальные группы.

Р. Мертон (США) определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Им присуще:

     1) устойчивое взаимодействие;

     2) относительно высокая степень сплоченности;

     3) отчетливая выраженность однородности состава, т.е., наличие признаков,      присущих всем индивидам, входящим в группу;

     4) вхождение в другие общности в качестве структурных образований.