СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Государственная молодежная политика        6

1.1        Молодежь как особая группа        6

1.2        Принципы и цели государственной молодежной политики        9

1.3        Государственная поддержка молодой семьи и формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи        15

1.4        Меры по реализации государственной молодежной политики        21

2        Государственная молодежная политика в Тамбовской области        23

2.1        Основные направления молодежной политики        23

2.2        Областная программа обеспечения молодежи жильем        25

2.3        Программа развития образования        30

Заключение        36

Список использованной литературы        40

Введение


Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы детей и молодежи, ухудшение их положения в последнее время вызывают необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты детей и молодежи.

Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, характеризующие положение детей и молодежи в Российской Федерации.

Статистические данные подтверждают новые отрицательные явления и проблемы в условиях переходного периода развития российского общества.

Кризис семьи, увеличение числа разводов, в первую очередь в молодых семьях, снижение рождаемости, высокая младенческая смертность в условиях социально-экономического кризиса в Российской Федерации ведут к сокращению численности населения. Число нездоровых молодых граждан превышает 90 процентов, детей-инвалидов составляет около 800 тысяч. Резко снизилось число призывников, годных к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Указанные явления, по прогнозам специалистов, могут привести к сокращению численности населения к 2040 году в два раза, что представляет угрозу национальной безопасности страны.

Рост цен на потребительском рынке ведет к обнищанию огромного числа семей. Неудовлетворительно финансируются федеральные целевые программы, входящие в президентскую программу "Дети России".

Несколько миллионов детей оказались на грани выживания. Хроническое недоедание в дошкольных учреждениях, детских больницах, детских домах, интернатах, приютах крайне негативно сказывается на состоянии здоровья, ухудшает условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется около 105 тысяч таких детей.

По данным Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, на 1 января 2003 года насчитывается около 700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с 1991 годом число учреждений для указанных детей увеличилось на 419.

Кризис семьи, разрушение традиционных семейных отношений способствуют увеличению числа безнадзорных детей. По требованиям органов прокуратуры большое число таких детей госпитализируется в медицинские учреждения в состоянии крайнего истощения. Многие из них пополняют группу социального риска, активно проявляют себя в криминальной среде.

     В начале 2003 года в медицинских учреждениях на учете находилось около 37 тысяч детей, употребляющих наркотические и психотропные вещества. За последние 10 лет заболеваемость наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом молодежи увеличилась более чем в 10 раз, а в ряде регионов - в 14 раз. Исключительная опасность такого положения связана не только со стремительным разрушением здоровья подростков-наркоманов, но и с сопутствующим ростом числа венерических заболеваний у указанных лиц.

Изменение ценностных ориентаций, деформация нравственных устоев жизни значительной части детей и молодежи являются причиной названных явлений, следствием разрушения стабильно действовавшей системы воспитания детей и молодежи.

Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 38 процента от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 процентов. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 процентов. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи. Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социально-экономической, социальной и культурной сферах общества.

В этих условиях чрезвычайно актуальны задачи обеспечения государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, реализации программ, направленных на духовное, нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, активное включение молодежи в общественную жизнь, развитие у нее чувства ответственности за свою судьбу, судьбу государства.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят ряд федеральных законов, ориентированных на социально-правовую защиту детей и молодежи, однако проблема остается нерешенной. Актуальными являются формирование правовой базы и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации, активизация законодательной деятельности Государственной Думы в части усиления мер по гарантированной защите прав и законных интересов детей и молодежи.

В условиях острейшего социально-экономического кризиса в Российской Федерации исключительно важно принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации чрезвычайных мер по решению наиболее острых социальных проблем детей и молодежи.

Одной из важнейших задач является государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в целях усиления организованности молодежи, повышения ее творческой активности в решении экономических, социальных, научно-технических и культурных задач российского общества.

В этих условиях социальная защита молодежи в условиях существующей ситуации является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с молодежью, разработку и осуществление молодежной политики в стране и Тамбовской области, содержание, формы и методы социальной работы с молодежью.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1.        Проанализировать существующее состояние с осуществлением молодежной социальной политики в стране и области.

2.        Выявить основные проблемы в деятельности специалиста социальной работы с молодежью.

3.        описать основные программы, направленные на социальную защиту молодежи.

Объект исследования: процесс деятельности социальной службы.

Предмет исследования: процесс социальной работы в молодежной службе.

Методы исследования: анализ прессы, монографий, учебников, анкетирование, картографирование, тестирование.

База исследования: молодежь, как особая социальная группа в России, Тамбовской области.