СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Социальная политика современного государства        5

1.1        Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества на современном этапе развития        5

1.2        Роль государства в перераспределении доходов как основа социальной политики        14

2        Уровень жизни населения Тамбовской области        30

2.1        Основные социально - экономические индикаторы уровня жизни населения Тамбовской области        30

2.2        Динамика доходов и расходов населения Тамбовской области        34

Заключение        46

Список использованной литературы        49

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что уровень, основные направления и результаты развития социальной сферы общества признаны в мировой социологической и экономической науке в качестве наиболее точных индикаторов продвижения общества по пути прогресса. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные нормы международного права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Принципиально важно, что закрепленные в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов - Всеобщей декларации прав человека (статьи 22 и 25). Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 9, часть 1-3 статьи 10), Конвенции о правах ребенка (часть 1 статьи 26). Эти акты ратифицированы СССР, и Россия как правопреемник последнего несет обязательства по их реализации. Так, согласно статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а согласно статье 11 этого Пакта - право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Необходимо обратить внимание также на положения Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.), к которой Россия обязана присоединиться как полноправный член Совета Европы. Согласно положениям этого документа Стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы перечисленные в ней права и принципы. Среди них закреплено, в частности, право всех работников на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей (пункт 4 части 1). Хотя здесь речь идет об оплате труда, без реализации этого права работающими гражданами невозможна эффективная социальная защита нетрудоспособных. Ведь при низкой заработной плате потребность в социальной защите существенно расширяется, охватывая не только детей и других нетрудоспособных членов семьи работников, но также и их самих, если вознаграждения их труда недостаточно для удовлетворения даже их личных жизненных потребностей. По данным Госкомстата, минимум оплаты труда в настоящее время в России соответствует 18-20% прожиточного минимума трудоспособного населения и не может обеспечить даже биологическое выживание человека. В то же время при недостатке средств в связи с тяжелым экономическим положением страны возможности социальной защиты вообще, а тем более беспредельно широкого круга лиц крайне ограничены.

Во второй половине 90-х годов законодательство в социальной сфере формировалось не только на основе соответствующих положений Конституции Российской Федерации, подписанных Россией международных актов, действовавшей законодательной базы, но и с учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации

Наметившаяся в последнее время корректировка курса реформ в сторону их большей социальной направленности предполагает переход от преимущественно государственной социальной политики к социальной политике как активному взаимодействию государства с негосударственными институтами, когда возможности государственной власти дополняются и существенно обогащаются социальным потенциалом всего общества. Но здесь и заложена основная трудность решения проблемы: стабильность общества, в условиях которой только и возможно достигающее поставленных целей проведение преобразований, в том числе формирование гражданского общества, может обеспечить именно правильная социальная политика; в то же время без развитого гражданского общества невозможна и сама эффективная социальная политика. В таком контексте приоритет последней очевиден. Это следует и из духа и буквы Конституции Российской Федерации, относящей социально-защитительную функцию государства к числу его основных функций. В статье 7 Основного закона Россия провозглашается социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Цель курсовой работы – изучение социальной политики государства и уровня жизни населения Тамбовской области.

Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

* Изучить направления социальной политики современного государства.

* Изучить динамику уровня жизни населения тамбовской области.

Практическая часть курсовой работы выполнена по статистическим данным Тамбовского управления ФСГС.

Объектом исследования является социальная политика государства.

Предмет исследования – воздействие социальной политики государства на уровень жизни населения.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

1 Социальная политика современного государства

1.1 Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества на современном этапе развития


Каждое общество на каждом уровне исторического и социально-экономического развития характеризуется определенным распределением личных доходов. Эта специфика определяется как общей величиной ВНП, так и особенностями его распределения в обществе. К примеру, такая существенная часть доходов населения, как заработная плата, заметно варьирует в разных секторах и отраслях экономики. На рис. 1 представлена шкала доходов от занятости в Великобритании.

Рис.  1.  Шкала доходов от занятости в Великобритании


Вместе с тем доходы от занятости составляют лишь часть совокупных доходов населения. Поэтому с учетом других источников распределение доходов населения будет еще более неоднородным.

К примеру, если разбить все население страны на пять равновеликих групп (по 20% каждая), то распределение доходов между семьями получит примерно следующий вид (рис. 2).