СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Социальная защита ребенка в условиях детского дома как ведущее направление деятельности специалиста социальной работы 8
1.1. Детский дом как социальное учреждение 8
1.2. Социально-педагогическая компонента профессиональной деятельности специалиста социальной работы в условиях детского дома 14
2. Формы и методы деятельности специалиста социальной работы в специализированном учреждении образования 23
2.1. Зарубежные и российские технологии обеспечения социальной защиты детей в детском доме 23
2.2. Технологии социальной работы в условиях Татановского детского дома 31
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Введение
Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.
К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.
Большим и недостаточно проработанным в настоящее время вопросом является выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети, имеющие живых родителей, но лишенные их заботы и внимания.
В 2000 году выявлено и учтено 123,2 тыс. детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, кроме того, осталось временно неустроенными из выявленных в 1999 году - 11,4 тыс. детей. Таким образом, в 2000 году всего нуждалось в устройстве - 134,6 тыс. детей.
Наличие выявленных, но неустроенных детей, объясняется необходимостью определенного времени на их устройство, в то время как данные статистики собираются в определенный момент времени. Этот контингент состоит из детей, временно находящихся в семьях после лишения их родителей (родителя) родительских прав, в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях МВД и т.д., работа по дальнейшему устройству, которых еще не завершена и соответственно они попадают в разряд неустроенных.
Количество выявленных, но не устроенных детей к началу отчетного года достаточно стабильно - если в 1999 году их было 11,3 тыс., то в 2000 году - 11,4 тыс. За 2000 год было устроено 122,9 тыс. детей, и неустроенными на 01.01.2000 остались 11,7 тыс. детей.
Таблица 1.
Данные об устройстве выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
п.
Детей (тыс. чел.)
В % от п. 2
1.
Оставалось неустроенными на конец года
11,4
2.
Выявлено за год
123,2
100
3.
Всего нуждалось в устройстве
134,6
4.
Устроены:
в учреждениях для сирот и детей оставшихся без попечения родителей
36,2
29,4
в учреждения проф. образования
2,2
1,8
под опеку, попечительство
65,9
53,5
в приемную семью
1,0
0,8
на усыновление
7,3
5,9
5.
Возвращены родителям
8,8
7,1
6.
Выбыли по иным основаниям (смерть и др.)
1,5
1,2
7.
Остались неустроенными на конец года
11,7
9,5
Распределение количества детей по формам устройства представлено на диаграмме 1 и 2.
Диаграмма 1
Таким образом, из общего количества в 122,9 детей в семьи граждан было передано 83 тыс. (68%), а в учреждения 38,4 тыс. (31%) детей. Преимущественной формой семейного устройства являлась опека (попечительство) - 54% от общего числа детей устроенных в семьи.