СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Проблемы и методы социальной адаптации детей-инвалидов 5
1.1 Проблема интеграции ребенка-инвалида в социум 5
1.2 Проблема социальной адаптации, реабилитации и терапии детей-инвалидов 8
2 Методы привлечения детей-инвалидов к художественному творчеству 16
2.1 Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов 16
2.2 Коррекционная программа воспитания детей с ограниченными возможностями путем привлечения их к творчеству 23
2.3 Применение информационных технологий для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Введение
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь государства. Но есть дети, физическое и умственное состояние которых обусловливает необходимость повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.
По статистическим данным подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живет в семьях, и только 1/3 находятся в специализированных учреждениях. Воспитание этих детей представляет определенные сложности как для родителей, так и для персонала воспитательных учреждений. Известно, что как можно более раннее выявление проблем ребенка и раннее начало комплексного воздействия во многих случаях позволяют быстро и эффективно компенсировать, предупредить, в значительной степени или полностью преодолеть возникающие трудности, избежать глубокого медицинского вмешательства с применением медикаментов. Можно существенно облегчить проблемы развития, избежать инвалидизации; дети не “выпадают” из обычного детского сообщества, их родители освобождаются от необходимости неотрывно находиться рядом с ребенком. Во многом это осуществимо с помощью вовлечения детей-инвалидов в художественное творчество с целью их социальной адаптации.
В последние годы неуклонно возрастает внимание к проблеме восстановительного лечения или реабилитации детей-инвалидов к современным условиям жизни. На сегодняшний день уже существует множество разнообразных видов реабилитационных программ и различных служб и учреждений, принимающих участие в восстановительном лечении детей-инвалидов. В этом контексте интересно воздействие творчества на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Связь искусства и терапии, искусства и психологии известна давно и хорошо описана в различной медицинской и педагогической литературе. Сегодня много внимания уделяется арттерапии, ее методики применяются психологами, психотерапевтами и психиатрами. Различные виды искусства оказывают неоценимую помощь врачам в диагностике психических отклонений у человека, в терапии различных форм заболеваний, в психологической реабилитации больных. В литературе описаны попытки привлечь к работе врачей и живопись, и скульптуру, и танец. Такие опыты всегда дают положительный эффект. Больной получает возможность самовыражения, лечение проходит с большим эффектом.
Однако, прежде всего, хотелось бы разделить понятие "ребенок-инвалид" на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Опыт работы с этой группой детей хорошо описан в специальной литературе и показано, что творческий потенциал таких детей огромен. Их работы представляют значительную художественную ценность. А эффект от работы сказывается на процессе лечения детей. Другая группа детей - это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Работа с такими детьми является серьезной педагогической и медицинской проблемой.
Дети той и другой групп, с самыми разными диагнозами, в различном возрасте попадают на больничную койку порой на много месяцев, а то и лет. Их мир оказывается сужен до размеров комнаты, а число лиц, с которыми дети общаются, сокращается до двух-шести человек. Искусство в работе с такими детьми порой становится единственно возможным способом творческого развития.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной для различных групп детей-инвалидов.
Цель курсовой работы состоит в исследовании необходимости и возможностей социальной реабилитации детей-инвалидов путем привлечения их к художественному творчеству.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
* Изучение проблем и методов социальной адаптации детей-инвалидов.
* Исследование методов привлечения детей-инвалидов к художественному творчеству.
Объектом исследования является процесс социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.
Предметом исследования является применение творчества в процесс социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.