Содержание







Введение        2

1        Традиции народного представительства в России        3

2        Сословно-представительские учреждения в Европе        14

Заключение        18

Библиографический список        20


Введение

Современный отечественный парламентаризм начал свое развитие относительно недавно - с конца 80-х-начала 90-х годов. В настоящее время в научных публикациях развиваются принципиальные положения теорий правового, демократического, конституционного государства, исследуются и конкретные проблемы деятельности парламента.

В силу теоретической и практической важности вопросы, связанные с функционированием парламента, привлекают сейчас все большее внимание специалистов. Большинство отечественных исследований посвящено современным проблемам парламентской деятельности. Есть немало работ, анализирующих парламентаризм и парламентское право зарубежных государств.

Современный российский парламентаризм молод, но было бы безосновательно считать, что возник он почти на пустом месте. Конечно, нельзя говорить о сколько-нибудь реальном самостоятельном значении представительного и законодательного органа в советское время, когда все важные вопросы решались партийно-государственной элитой страны. Однако, в дореволюционной России существовал опыт сословного представительства.

Нельзя конечно и речи вести о использовании этого опыта в современном понимании парламентаризма. Однако изучение динамики его развития в сопоставлении с странами Европы помогает лучше оценить наши современные особенности и не допустить уже сделанных в нашей истории ошибок.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.



1 Традиции народного представительства в России

Анализ социально-политического среза общественной системы Московского царства позволяет сделать вывод о гиперцентрализации власти, утверждении в социуме отношений подданства, тотальном охвате государством всех сфер жизни общества. Жесткие вертикальные связи в обществе, при неразвитости горизонтальных, стали основой его существования. Практически все сословия и социальные группы стали обязаны государству, кто военной службой, кто землепашеством, кто служением богу и т.д. Подобное общественное устройство нашло свое отражение и в ментальности московского социума, имевшей следующие характерные черты.

Соединение характерной для цивилизаций циклического типа духовности с ценностями раннехристианской общинной демократии, что привело к утверждению в сознании людей идей социального равенства и внутреннего совершенства личности в качестве абсолютных идеалов.

Приоритет коллективистских ценностей над интересами личности, в отличие от идеалов западноевропейского протестантизма, отстаивавшего интересы прежде всего частного собственника.

Соборность - окружающий мир виделся московским людям полифоничным, целостным, и попытка изменить хотя бы одну его составляющую неизбежно должна была повлечь гибель, разрушение всего целого.

Приоритет государства и государственности. Государство, созданное русскими людьми прежде всего для защиты своей независимости, стало национальным достоянием, персонифицируемым с личностью обожествляемого харизматического лидера - царя. Исчезло разграничение между личным, общественным и государственным. Подчеркивая данные обстоятельства, Н.П. Павлов-Сильванский писал: "Основным началом русского общественного строя московского времени было полное подчинение личности интересам государства".

Сформировавшиеся в XIII - XVI вв. особенности ментальности московского общества имели и имеют существенное влияние на ход исторического развития России. Рассмотрим эпоху Ивана Грозного.

Утвердившись на престоле, Иван IV начал бурное реформирование устоев жизни московского общества. В целом реформы середины XVI в. в России проводились в интересах укрепления самодержавной царской власти при опоре на служилое дворянство и за счет ограничения хозяйственной и политической свобод боярской аристократии, посадского и крестьянского населения страны. Начало реформ связано с созданием в 1549 г. так называемой Избранной рады - кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе.

Наиболее выдающимися фигурами Избранной рады были фаворит царя дворянин Алексей Адашев, возглавлявший Челобитный приказ; митрополит Макарий, выступавший ярым поборником идеологии и практики самодержавия; думный дьяк Иван Висковитый, руководивший Посольским приказом; придворный священник Сильвестр, имевший сильное влияние на молодого царя.

В 1549 - 1560 гг. был проведен ряд важных реформ. Земский собор, первый в истории России, был созван в Москве в феврале 1549 г. В состав земских соборов, как свидетельствуют списки участников собора 1566 г., входили члены освященного собора (высшие иерархи церкви), боярской думы, государева двора, приказные люди, торговые люди из Москвы и Смоленска. Данных о выборах членов Земского собора нет, его решения не имели обязательного значения для высшей власти и некоим образом не ограничивали самодержавие.

90% населения страны - крестьяне, посадские люди из большинства регионов на соборе представлены не были.

Историк Л. Черепнин пришел к выводу, что "приговорные списки" имели характер присяги членов собора исполнять царскую волю по конкретному вопросу.

Таким образом, земские соборы представляли собой информационные и декларативные совещания государства в лице царя со своими, главным образом военными, слугами, которым доводилась царская воля и наказывалось строго ее выполнять.

Вместе с тем некоторые историки склонны усматривать в земских соборах аналог европейским сословно-представительным учреждениям: парламенту, генеральным штатам, кортесам и др., ограничивавшим монархию. На соборе 1549 г. царь объявил собравшимся на Красной площади свои обиды притеснениями царской власти в его малолетство и изложил ряд юридических норм, которые должны были лечь в основу нового государственного законодательства.

Судебник Ивана IV был обнародован в июне 1550 г. Он определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Усиливалась центральная государственная власть, ее бюрократический аппарат и ограничивались в правах наместники.

Предоставлялось право выборным от народа (старостам, сотским) участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по их судебному всевластию.

Судебник подтвердил право "Юрьева дня", но увеличил размеры пожилого (денежная сумма, которую крестьянин-арендатор платил владельцу земли за то, что проживал на ней). Были ограничены источники холопства.