Коллектив (от лат. collektivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. Любой коллектив, в том числе и музыкальный – это, прежде всего трудовой коллектив, его работники трудятся, выполняя назначение коллектива. Большую роль при этом играет и материальное обеспечение членов музыкального коллектива. Можно привести пример конфликта известного дирижера Е. Светланова с не менее известным оркестром, в основе которого лежало недостаточное, по мнению музыкантов материальное обеспечение. Вместе с тем музыкальный коллектив отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером его цели и задач. Он создан для подготовки и создания специфического продукта и удовлетворения с его помощью эстетических потребностей слушателей. Во-вторых, характером членов музыкального коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – музыканты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для концертной деятельности. Для того чтобы работать музыкальном коллективе, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Как утверждает эстетика, специфика художественной (музыкальной) деятельности заключается в том, что она содержит знания не об объективных законах реального мира, а о “значениях”, “смыслах”, “ценностях” музыкальных явлений для субъекта, включая в себя субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию. Отмечая “универсальность” личностно смыслового отношения, А.Н. Леонтьев пишет, что оно “…реализуется деятельностью, проникающей за безразличность, объективность, равнодушность деятельности практической, теоретической, познавательной”. Задача эстетической деятельности, считает психолог, состоит не в познании объективных закономерностей, заключающихся в музыкальном объекте, не в тех эмоциях, которые обеспечивают это познание, но в открытии “эмоций для себя”, своего неповторимого смысла. Отличительная особенность музыкальной деятельности, по А.Н. Леонтьеву, в самой постановке такой задачи, не существующей в сфере нехудожественной деятельности.

Таким образом:

* музыкальная деятельность есть деятельность художественного общения, характеризующаяся личностно смысловым, познавательным, ценностным, творческим отношением к ней субъекта;

* спецификой мотивов музыкальной деятельности, вытекающей из природы данного вида искусства, является функциональность, т.е. направленность на сам процесс деятельности.

Конечно, в процессе своей деятельности музыкальный коллектив должен зарабатывать, получать прибыль, обеспечивая свое существование. В этом заключается сущность экономической функции музыкального коллектива. Однако, специфика музыкального коллектива заключается и в том, что он представляет собой не только производственный, завязанный в большей степени на экономике, но и в большей степени творческий коллектив. Большая часть его работников занимаются творческой деятельностью – музыкальным и зачастую педагогическим трудом.

Социологи рассматривают музыкальный коллектив, во-первых, как малую социальную группу – коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система, он представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности. Элементами системы музыкального коллектива являются сотрудники, прежде всего музыканты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию. Но их объединение – музыкальный коллектив – способен решать общую задачу – выпускать коллективное произведение – концерт или музыкальную запись, давая слушателям представление о музыкальной культуре человечества в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник оркестра выполнить эту задачу не в состоянии.

Целью управления музыкальным коллективом является его оптимальное функционирование, достижение такого уровня деятельности, при котором можно успешно выполнять все стоящие перед ним задачи.

Для этого необходимо обеспечить некоторые общие условия: непрерывность управления, его комплексность и системность. В связи с этим важно формирование в коллективе оптимального социально-психологического климата. Это означает такие отношения между всеми членами коллектива, когда выполнение обязанностей доставляет каждому сотруднику и всему коллективу наибольшее удовлетворение. Когда перед каждым открываются широкие возможности для творческого роста и развития своих способностей. Когда в коллективе свободно идет обмен профессиональным опытом, инициатива сотрудников получает одобрение и поддержку, а их работа – справедливую оценку руководства. И конечно, когда каждый работник получает полноценную материальную компенсацию своего труда и уверен в своем будущем. В такой обстановке каждый член коллектива стремится дать максимум того, на что он способен.

Формирование и поддержание такого социально-психологического климата в музыкальном коллективе во многом зависят от стиля руководства и управления, которым пользуются его руководители.

Работа с творческим коллективом строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие  деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому исполнению.

Музыкальный коллектив возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками музыкального коллектива носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей, на радио, телевидении и в процессе подготовки к ним участники музыкального коллектива должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника музыкального коллектива и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Для успешного существования музыкального коллектива большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания музыкального коллектива и, в то же время, должен быть доступен по техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

Принимая во внимание все выше сказанное ясно, что при создании музыкального коллектива нужна установка на работу с постоянным коллективом единомышленников. Таким образом, можно гарантировать, что не надо будет вместо отточенного концерта каждый раз попадать в ситуацию «джем-сэшн». Следовательно надо создать музыкантам такие условия, чтобы им не хотелось подрабатывать, «халтурить» и растрачивать себя на что-то другое. Сейчас в Москве существует практика, когда один музыкант играет в нескольких составах. Они постоянно перетекают из одного коллектива в другой, в результате чего ни один ансамбль не может составить длительного графика на будущее. Да и репетировать в таких условиях не приходиться. Многое делается «на-раз». И, несмотря на высокий класс исполнителей, результат дает себя знать. Программа строится чаще всего на личном мастерстве, а не на концепции. Поэтому коллектив со своим лицом нынче , по мнению А. Козлова большая редкость.

Характеристики музыкального коллектива определяются не только его творческими и производственными целями – необходимостью выпускать музыкальную продукцию на возможно более высоком профессиональном уровне, но и экономическими причинами – требованием обеспечить конкурентоспособность коллектива, укрепить его позицию в избранной для него нише и приносить прибыль. С учетом этого и определяется величина коллектива.

Однозначного ответа об оптимальной величине коллектива не существует. В каждом конкретном случае придется учитывать множество факторов: периодичность концертов, студийных записей, телепрограмм, характер его аудитории, профессиональную квалификацию сотрудников и др. И возможности оплаты их труда – с учетом их стоимости на рынке рабочей силы.