СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Организация социальной работы в условиях приюта 5
1.1 Приют как учреждение социальной поддержки нуждающихся 5
1.2 Характеристика контингента детей и причины их нахождения в приюте 9
1.3 Анализ основных направлений социальной деятельности приюта 16
2 Правовые основы социальной работы в приюте 20
2.1 Характер, содержание и формы социальной работы в приюте 20
2.2 Социальная работа на примере Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков 22
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Введение
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что социально- экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.
В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.
Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.
Сложившаяся ситуация требует от специалиста социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.
В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Их численность за последние десять лет выросла в 35 раз и насчитывает более 9000 учреждений. Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социальной компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.
Срок существования специализированных учреждений в России еще весьма не велик. Анализ практики их работы показывает, что комплексное научно- обоснованные методы и методики их деятельности находятся в стадии разработки.
Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социально-педагогическая функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде.
Цель данной работы заключается в изучении содержания и форм социальной работы с детьми на базе приюта - специализированного учреждения социальной защиты в реальных условиях г. Тамбова.
Реально действующая модель социально-педагогической коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
* Изучить организацию социальной работы в условиях приюта.
* Исследовать правовые основы социальной работы в приюте.
Объект исследования – процесс социальной работы.
Предмет исследования – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оказавшиеся вне естественного семейного социума и временно находящихся в условиях специализированного учреждения.
Методы исследования: анкетирование, картографирование, тестирование.
База исследования: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.
1 Организация социальной работы в условиях приюта
1.1 Приют как учреждение социальной поддержки нуждающихся
Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта.
Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.
Рассмотрим социальный приют для детей и подростков (в дальнейшем приют), который является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории региона (области) социальную медико-психологическую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.