Содержание







Введение        2

1        Совокупный спрос в рыночной экономике        4

1.1        Понятие совокупного спроса. Макроэкономическое равновесие        4

1.2        Модели АD – AS и IS-LM        10

1.3        Модель IS— LM        15

2        Проблемы макроэкономического равновесия в переходной экономике России        20

2.1        Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы в 2004 году        20

2.2        Оценка влияния динамики совокупного спроса на экономику России в 2004 году        25

Заключение        37

Библиографический список        40


Введение

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения, имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Применительно к ситуации в современной России эту проблему можно сформулировать так: можно ли и нужно ли стимулировать совокупный спрос для экономического возрождения страны? С точки зрения таких экономических и политических лидеров, как Е.Гайдар, Б.Федоров и другие, спрос необходимо не стимулировать, а замораживать, чтобы избежать инфляционного роста цен. Данный подход основан на классической концепции и увязывает формирование спроса не с приростом объема производства, а с инфляцией. Однако здесь не учтено, что экономическая ситуация в России даже отдаленно не напоминает модель «полной занятости» ресурсов. В этой связи более реалистичным представляется подход ученых и хозяйственников, которые увязывают выход из экономического кризиса со стимулированием совокупного спроса и поощрением роста производства.

Под стимулированием спроса экономисты понимают меры воздействия на совокупный спрос со стороны государства. Таким образом, в анализ вовлекается проблема государственного воздействия на макроэкономические процессы. В данном вопросе ученые, принадлежащие к разным школам, также имеют принципиально различные мнения.

Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – изучение влияния совокупного спроса на развитие экономики.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

* Изучение совокупного спроса в рыночной экономике.

* Изучение проблем макроэкономического равновесия в переходной экономике России

Объект исследования: совокупный спрос как макроэкономический показатель.

Предмет исследования: динамика совокупного спроса.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия,, сравнение, классификация, обобщение, наблюдение.

1 Совокупный спрос в рыночной экономике

1.1 Понятие совокупного спроса. Макроэкономическое равновесие

Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.

С одной стороны, это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С), фирм — на инвестиционные товары и услуги (I), государства — на приобретаемые государством товары и услуги (G). С другой стороны, это предложение валового внутреннего продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Совокупный спрос — это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Проблемы макроэкономики — это проблемы функционирования отдельных секторов и хозяйства в целом, т.е. на национальном уровне. Наиболее важные из них — проблемы обеспечения занятости, снижения уровня инфляции, поддержания оптимальных темпов развития, совершенствования народнохозяйственной структуры, «вписанности» национального хозяйства в мировую экономику. Эти проблемы не остаются неизменными: меняется их актуальность, подходы к решению, пересматриваются задачи и методы экономической политики.

Макроэкономика — сложное, противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы — демографические сдвиги,