СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Применение системного анализа в исследовании управления        3

2        Сущность, проблемы и особенности системного подхода к решению задач управления        9

3        Методы исследования систем управления        16

Заключение        20

Список литературы        22




Введение

Создание сложных систем и управление ими потребовало организации междисциплинарных исследований, привлечения специалистов разных научных профилей: экономистов, психологов, социологов, математиков и т.д. В результате необходимости изучения сложных систем - технических, экономических, биологических, социальных и других - возникла дисциплина системный анализ. Истоки системного анализа находятся в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений – теории исследования операций и методов теории управления.

Методология анализа систем управления базируется на диалектическом методе и системном подходе, которые позволяют исследовать сложные явления и объекты как целое, состоящее из взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов. При этом каждый элемент может рассматриваться как система со своими подсистемами. При анализе систем управления широко используются индуктивные и дедуктивные методы.

Системный анализ сформировался в конце XIX и начале XX века, когда появились первые работы по теории регулирования, когда в экономике возникло понятие оптимального решения, целевой функции (функции полезности), был сформулирован принцип компромисса Парето. В конце шестидесятых годов XX века из системного анализа выделились научные направления, которые рассматривали проблемы управления социально-экономическими системами.



1 Применение системного анализа в исследовании управления

В  настоящее  время  системный  анализ  является  наиболее конструктивным  направлением в исследовании управления.  Этот  термин  применяется  неоднозначно.  В  одних  источниках  он  определяется  как «приложение  системных  концепций  к  функциям  управления,  связанным  с  планированием».  В  других — как   синоним  термина «анализ  систем» (Э. Квейд) или термина «системные исследования» (С. Янг). Однако независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию  системы  в  целом,  включая  и функциональную  и обеспечивающую  части,  работы по системному  анализу  существенно  отличаются  от  традиционных методов  тем,  что  в  них  всегда  предлагается  методология  проведения  исследовании  делается  попытка  выделить  этапы  исследования  и предложить  методику  выполнения  этих  этапов  в  конкретных  условиях.  В  этих  работах  всегда уделяется  особое  внимание определению  целей  системы,  вопросам  формализации  представления  целей.  Некоторые авторы даже  подчеркивают  это  в  определении:  системный  анализ — это   методология исследования целенаправленных систем (Д. Киланд. В. Кинг ).

В  начале  работы  по системному анализу  в большинстве  случаев  базировались  на  идеях  теории  оптимизации  и  исследования  операций.  При  этом  особое  внимание  уделялось  стремлению  в  той  или  иной  форме  получить  выражение,  связывающее  цель  со средствами, аналогичное критерию функционирования или показателю эффективности, т. е. отобразить объект в виде хорошо организованной  системы.

Позднее системный анализ начали определять как «процесс последовательного разбиения изучаемого  процесса  на  подпроцессы» (С.  Янг)  и  основное  внимание  стало уделяться поиску  приемов, позволяющих  организовать  решение  сложной  проблемы  путем расчленения ее на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования  и  исполнителей.  В  большинстве  работ  стремились  представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева», но в ряде случаев  разрабатывались  методики  получения  вариантов  структур,  определяемых временными последовательностями функций.

В  настоящее  время  системный  анализ  развивается  применительно  к  проблемам планирования  и  управления,  и  в  связи  с  усилением  внимания  к  программно-целевым принципам в  планировании  этот  термин  стал  практически  неотделим  от  терминов «целеобразование» и «программно-целевое планирование и управление». В работах этого периода  системы  анализируются  как  целое,  рассматривается  роль  процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что в системном анализе не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет  рекомендаций,  как  при  расчленении  не  утратить  целое.  Поэтому  наблюдается усиление  внимания  к  роли неформализованных  методов при проведении  системного анализа. Вопросы сочетания и взаимодействия формальных и неформальных методов при проведении системного анализа не решены. Но развитие этого научного направления идет по пути  их решения.

Системный анализ — это комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообраз­ность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной органи­зации труда, которые применялись ранее.

Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обуслов­лено следующими причинами:

ѕ продолжительностью и трудоемкостью работ, свя­занных с пред проектным обследованием;

ѕ подбором материалов для проведения исследо­вания;

ѕ выбор метода исследования;

ѕ обоснованием экономической, технической и ор­ганизационной целесообразности;

ѕ разработкой компьютерных программ.

Конечной целью системного анализа является разра­ботка и внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1. выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2. установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3. выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4. определить условия, препятствующие достижению целей;

5. осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6. использовать передовой опыт других предприятий;

7. изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.