СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1        Институт семьи в системе российского права        9

1.1        Понятие семьи        9

1.2        Функции семьи        12

1.3        Современная государственная семейная политика        16

1.3.1        Сущность, цели и задачи семейной политики        16

1.3.2        Состояние семейной политики сегодня        19

1.4        Опыт семейной политики зарубежных стран        27

Глава 2        Гражданское общество        32

2.1        Гражданское общество: историко-правовой аспект        32

2.2        Гражданское общество: определение и признаки        35

2.3        Основные принципы гражданского общества        40

2.4        Гражданское общество и государство. Функции гражданского общества        44

2.5        Основные элементы гражданского общества        50

2.6        Становление гражданского общества в России        56

Глава 3        Семья и гражданское общество        59

3.1        Эволюция семейного права в России        59

3.2        Развитие идей гражданского общества в Семейном кодексе РФ        67

Заключение        93

Список использованной литературы        102

Введение

Как ни парадоксально, несмотря на то что в последние годы правовая база российской государственной семейной политики пополнилась рядом действительно важнейших документов, ситуация в семье как основе любого общества в России не только не улучшается, но усугубляется еще более.

Вот далеко не полный перечень тех документов, которые составляют основу становления идеологии государственной политики в отношении семьи: Конституция Российской Федерации; Концепция семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике (1991 г.); Концепция государственной семейной политики национального Совета по подготовке и проведению международного года семьи (1993 г.); Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Основные направления государственной семейной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712; постановление Правительства Российской Федерации "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг."

Это  не говоря о целом пакете нормативных документов, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин, которые также касаются различных аспектов семейной политики.

Документы, как видим, принимаются, меры намечаются, а метастазы кризиса все больше поражают наши семьи.

Причина кроется в том, что государство и его институты как были на протяжении всей многовековой российской истории потребителями результатов жизнедеятельности семьи, так и остались. Сменялись цари, генеральные секретари, президенты нашего государства, а отношение к семье продолжает соответствовать самой примитивной и потребительской модели "семья-общество".

"Семья-общество" - это доминирующая в настоящее время модель взаимоотношений семьи и общества. В рамках этой модели государство и его институты являются потребителями результатов жизнедеятельности семьи, а также законодательным и исполнительным органом, определяющим социально-экономические взаимоотношения семьи и общества, но не учитывающим интересы граждан в полном объеме.

Действующие государственные структуры, которых ныне великое множество, приняли за основу своей политики модель отношений "семья-общество". Внедрение этой модели для них выгодно тем, что в результате члены семьи обретают разные по отношению друг к другу интересы, цели и задачи. На протяжении нескольких поколений они отделяют жену от мужа, мужа от детей, детей от бабушек и т.д. Отделяют, чтобы властвовать на рынке труда, чтобы не платить достойное вознаграждение и при этом не иметь силы, способной этому противостоять. Государственные институты решают свои проблемы за счет семей, их отказа от семейных ценностей культурного и материального характера, естественного самовоспроизводства.

Что касается политических сил, то они просто-напросто запутались в приоритетах общественного развития и не предлагают сколько-нибудь интересных программ.

Хуже того, законодательные и исполнительные органы, определяющие социально-экономические взаимоотношения семьи и общества, при разработке правовых актов лишь формально учитывают интересы граждан. Отсутствие реальных механизмов выполнения этих документов приводит к тому, что в жизни они не работают.

В большинстве научных работ проблемы взаимоотношений семьи и общества рассматриваются не в комплексе, а лишь отдельные их аспекты. Одни авторы, такие, например, как А.И. Антонов, Л.Ф. Безлепкина, В.Н. Бобков, И.И. Гребешева, С.В. Дармодехин, В.Б. Корняк, Е.Ф. Лахова, М.С. Мацковский, А.М.Нечаева, Н.В. Панкратьева, Л.С. Ржаницына, Н.М. Рима-шевская, Е.Н. Феоктистова, Л.Т. Шинелева, исследуют различные аспекты жизнедеятельности семьи и ее социальной защиты, другие И.А. Зимняя, А.И. Ляшенко, A.M. Панов, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Т.В. Шеляг — аспекты социальной работы с семьей, третьи — В.Д. Ермаков, Г.И. Климантова, Ю.А. Королев, И.М. Кузнецова, З.А. Малькова, О.Б. Осколкова — семейное законодательство, зарубежный опыт поддержки семьи.

Дело, разумеется, не только в том, что общество не в состоянии поставить задачу перед учеными. Действительно, общество в России сегодня имеет признаки абсолютной неорганизованности, толпы, которая объективно аморфна и сама по себе не в состоянии что-либо предложить ученым, государственной власти или тем более изменить политику исполнительных органов в отношении семейной политики. В демократических государствах общество организует политические партии и общественные движения, без которых невозможно осуществление государственной власти. Именно они являются своего рода посредниками между толпой и властью, выступают заказчиками всевозможных политических  платформ,   над  которым работают ученые.   Ученые определены с точки зрения постановки задач, роли в партиях, материальной заинтересованности, их работы имеют востребованность в обществе.

В настоящей дипломной работе исследуются научные разработки, социальная политика федеральных органов власти, органов местного самоуправления и общее положение дел во взаимоотношениях государства и семьи в исторической перспективе и на современном этапе развития России. Сегодня сознание большинства людей характеризуется эгоцентризмом, незнанием законов, действующих в социальной системе, пренебрежением к семье как природно-социалыному феномену, вследствие чего она превратилась в винтик общества.

Осознав нынешний критический рубеж, необходимо предпринять адекватные действиями со стороны общественных объединений и партий, которые должны перейти от согласования интересов своих собственных, рынка, гражданского общества к управлению противоречиями между человеком и обществом.

При нынешнем бурном темпе социального развития семья часто "не поспевает" за ходом быстро сменяющих друг друга событий. В таких условиях родители почти не в состоянии передать детям жизненный опыт, так как не в состоянии накопить его. Но еще сложнее предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню.

Нечеткость и расплывчатость образа зарождающейся в новой России демократии, который не понят родителями, осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Причем если побеждает привязанность родителей к старому образу мира, а именно этот образ сейчас пытаются передать детям во многих российских семьях, недовольных нынешним положением, то подрастающему человеку будет трудно самостоятельно составить картину мира. Его разлад с миром в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе приобретаемого опыта приходит в разительное противоречие с миром, построенным родителями. В этом отчасти причина роста детской преступности, а также в чисто поверхностном усвоении норм демократического режима — утрате интереса и стимулов к глубокому образованию, вкуса к подлинной культуре, вульгарном понимании "красивой жизни".

Острота проблемы объясняется также существовавшей в течение многих лет полной зависимостью жизни семьи от государства, поскольку государство стремилось тотально регламентировать и контролировать супружеские отношения, идеологизировало воспитание детей, поощряло вмешательство государственных и даже общественных (партийных, комсомольских) органов в разрешение семейных споров и конфликтов; для самих членов семьи не допускалось правовой регламентации своих внутрисемейных отношений (семейные договоры, соглашения, контракты). Именно поэтому в течение длительного времени не обращалось внимания на правовые аспекты жизнедеятельности семьи как важной социальной