Содержание





Введение        2

1        Российская региональная политика в условиях осуществления экономических реформ        4

1.1        Цели и задачи региональной политики в современных условиях        4

1.2        Методы государственного регулирования регионального развития        9

1.3        Формирование единого экономического пространства (общероссийского рынка)        14

Заключение        21

Список литературы        23



Введение

Несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, сколько-нибудь определенного мнения относительно того, какой должна быть региональная политика в России (ее масштабы, методы, объекты и т.д.) так и не выработано. Изучению региональных теорий (в том числе теорий региональной политики) в России в последнее десятилетие уделялось относительно немного внимания. Теории региональной политики, формирующие направления государственного регулирования экономического развития регионов, должны давать ответ на три основных вопроса:

* экономическое развитие каких регионов должно стимулироваться государством и зачем;

* какими должны быть цели и объекты региональной политики;

* какими должны быть методы стимулирования экономического развития выбранных регионов?

Одна из теорий региональной политики теория регионального роста, гласит, что со временем уровни экономического развития регионов выравниваются и вмешательство государства в этот процесс не обязательно. Но сторонники этой теории не исключают необходимости выделения государством проблемным регионам финансовой помощи на решение только социальных вопросов. Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или, по меньшей мере, сохранения диспропорций в уровнях экономического развития регионов, наоборот, предлагали проводить активную региональную политику, т. е. целью такой политики должно было быть уменьшение различий в уровнях экономического развития регионов путем стимулирования развития наиболее отсталых регионов. Изначально теория государственного регулирования экономического развития регионов практически исчерпывалась этими двумя крайними подходами. Однако эти идеи на практике не подтверждались: в краткосрочном периоде диспропорции в уровнях экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или иной степени государству приходилось вмешиваться в их развитие с целью повышения эффективности. Сторонникам точки зрения неэффективности стимулирования экономического развития наиболее проблемных регионов России можно возразить, потому что в промышленно развитых странах такое стимулирование осуществляется, и его не считают бессмысленным.

Вместе с тем наблюдается обратно пропорциональная зависимость между “территориальной справедливостью” и экономической эффективностью, т. е. стимулирование экономического развития проблемных регионов ведет к снижению экономической эффективности. Территориальная же справедливость приносит не только негативные, но и позитивные эффекты. Во-первых, несправедливость и неравенство обуславливают неполноту использования потенциала развития регионов, во-вторых, диспропорции могут вылиться в социальный взрыв, который может смести несправедливую, но нацеленную на эффективность систему задолго до того, как она даст ожидаемый эффект. Проблема достижения минимально необходимого уровня “территориальной справедливости”, может и должна решаться в основном за счет предоставления текущей финансовой помощи проблемным регионам. Однако в некоторых случаях этого может оказаться недостаточно, особенно когда речь идет о высоком уровне безработицы и инфляции.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.




1 Российская региональная политика в условиях осуществления экономических реформ

1.1 Цели и задачи региональной политики в современных условиях

Государственная региональная политика России основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и концепции и представляет собой деятельность по управлению развитием государства, исходя из необходимости согласования интересов государства, субъектов Федерации, национально-культурных автономий и различных субъектов собственности (в том числе предпринимательских структур), формирования и сохранения экологического «каркаса» России. Неравнозначность регионов позволяет государственной региональной политике исходить из факта дискретности пространства по факторам развития, многонациональному составу населения, историческим особенностям вхождения регионов в состав Российского государства.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Следовательно, региональная политика должна строиться дифференцированно.

Территория России, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых территории субъектов Федерации, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия являются объектами государственной региональной политики России.

Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации и развития форм местного самоуправления, с учетом разнообразия условий развития регионов в процессе формирования механизма рыночного хозяйствования.

Данная политика направлена на обеспечение максимально самостоятельного социально-экономического развития субъекта Федерации на основе использования им внутреннего потенциала, координации и кооперации создаваемых технологий регионального развития в рамках единого государственного и политического пространства Российской Федерации. Цели региональной политики

Цели государственной региональной политики достаточно многообразны и сложны. Среди них, с точки зрения приоритетов развития Российской Федерации, выделяются следующие:

* укрепление социально-экономических основ Российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности, экологической устойчивости;

* обеспечение социального равновесия в жизненном уровне отдельных социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;

* формирование в регионах социально-ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения;

* повышение уровня жизни населения различных регионов России;

* создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации, включая русский народ.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от центра (федеральных органов власти), формирование прорывных (опережающих) технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.