Содержание







Введение        2

1        Природа, функции, типология и современная динамика изменений  политических партий        5

2        Роль государства в условиях переходной экономики        13

3        Особенности политических партий сегодняшней России        22

Заключение        34

Список использованной литературы        37

Приложение        39


Введение

Политические партии в экономических блоках своих предвыборных программ больше всего внимания уделяют реформированию системы государственного управления экономикой и социальной защиты населения.

По данным анализа периодических изданий, программным заявлениям лидеров партий и на основе анализа партийных программ можно сделать вывод, что российские политические партии значительно больше внимания стали уделять вопросам макроэкономической политики, формирования инновационной модели развития экономики, отношениям в частной собственности.

Практически все партии и блоки, независимо от идеологических и политических ориентаций и отношения к действующей власти, декларируют намерения внести изменения в действующую налоговую систему, устранить из системы государственного управления экономики коррупцию и бюрократию, обеспечить защиту внутреннего рынка, развитие малого и среднего бизнеса, преодоление бедности. Большинство партий декларируют также направленность на реформирование системы заработной платы и изменение кредитной политики.

При этом в программных заявлениях партий есть и определенные различия. Так левые и оппозиционные блоки заявляют о намерениях внедрения государственной монополии на определенные сегменты рынка и  выступают за усиление позиций государственной собственности.

Есть определенные предпосылки в изменении хода российских реформ, которые дают право предполагать, что роль партий в принятии экономических решений повысится. 6 июля 2005 года Государственная Дума приняла федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», инициированный Президентом РФ. Закон был подготовлен с учетом новаций в правовом регулировании избирательного процесса и проведении референдумов, с учетом нового порядка выборов депутатов Госдумы по партийным спискам. В целом закон направлен на повышение роли политических партий в деятельности законодательных органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, налицо две тенденции. Политические партии ставят своей целью провести реформы в области экономики, а в законодательстве намечается некоторая тенденция усиления роли партий в политической системе России. Конечно, пока еще рано говорить о возможности перехода России к парламентскому типу правления (такой переход, например, наметился на Украине), но данная тенденция все же заставляет переосмыслить роль политических партий в государственном регулировании экономики. Тем более все это происходит на фоне мировых тенденций усиления влияния государства на экономику. В истории рыночной экономики Х1Х-ХХ1 вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80 - 90-е годы ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации.

За последние годы Россия претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. После 1991 г. в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система с соответствующими аппаратом и инструментами управления, к которых пока очень малая роль отводилась политическим партиям. Однако политические и экономические реалии страны, в частности кризис 1998 года, показывают, что сосредоточение власти, сужение круга лиц принимающих экономические решения может привести к потере устойчивости. Партии, опираясь на широкую представительную платформу своих избирателей могут обеспечивать широкую дискуссию по принимаемым решениям, следовательно реформы в экономической сфере будут иметь большую легитимность. Я считаю, что России должна следовать опыту цивилизованных стран, где политические партии играют ведущую роль в определении экономической политики государства. Можно привести пример Англии, Франции, США и Германии. Несмотря на всю разношерстность политической жизни этих стран, можно выделить фактор усиления влияния политических партий на экономическую жизнь станы, который также происходит на фоне усиления влияния государства на экономику.

Таким образом, исходя из логики процесса трансформации экономических отношений в рыночные, для нашей страны характерно усиление роли государства для регулирования этого процесса, и необходимость усиления роли партий диктуется мировым опытом, что  и обуславливает актуальность темы работы.

Цель работы – изучение роли политических партий в государственном регулировании экономики.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

Исследование природы, функций, типологии и современной динамики изменений  политических партий.

Исследование роли государства в условиях переходной экономики.

Исследование особенностей политических партий сегодняшней России

Объект исследования: политические партии.

Предмет исследования: процесс влияния политических партий на государственное регулирование экономики.

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.