Содержание


Введение        2

1        Формирование политических партий        5

1.1        Природа и отличительные признаки партий        5

1.2        Происхождение партий и процесс их становления        9

2        Роль политических партий в политической системе.        17

2.1        Функции политических партий        17

2.2        Типология политических партий        20

3        Роль государства в условиях переходной экономики        27

3.1        Формирование целей экономической политики государства        27

3.2        Основные цели государственного регулирования экономики в России        36

4        Роль политических партий в формировании и реализации экономической политики        48

4.1        Степень  влияния политических партий на экономическую деятельность        48

4.2        Реализация политическими партиями собственных целей и задач посредством политической деятельности        54

5        Особенности политических партий сегодняшней России        59

5.1        Становление многопартийности в России        59

5.2        Современные политические партии        61

5.3        Особенности политической борьбы за власть        71

Заключение        78

Список использованной литературы        81

Приложение        84


Введение

Исследование роли политических партий в государственном регулировании экономики актуально прежде всего потому, что существующая политическая модель не обеспечивает динамичного развития экономики России. Отчасти виновна в этом существующая политическая система, в которой партии превратились в винтики административной машины. Утрачена связь исполнительной власти с общественным мнением, которую обеспечивают политические партии. Цель достижения послушания в государственной думе не нова, если вспомнить неоднократные перетряхивания ее Николаем II в начале ХХ века, когда он путем изменений избирательного законодательства добился управляемого законодательного органа. Всем известно, что правительство царской россии игнорировало мировую тенденцию усиления роли политических партий – итог всем хорошо известен.

Между тем, и на современном этапе развития России, особенно на фоне «цветных революций» проблема партий приобрела для руководства России неожиданную актуальность. Приближающийся четвертый избирательный цикл, стартующий в 2007 году, стал одним из основных факторов нарастающего беспокойства. Опыт стран СНГ показал, что устойчивость постсоветских политических режимов близка к пределу и может быть неожиданно утрачена под влиянием различных дестабилизирующих факторов, одним из которых, как это случилось на Украине, могут стать очередные выборы в высшие органы государственной власти. Анализ «цветных революций» в ряде стран СНГ показывает, - заявил председатель ЦИК А.Вешняков, - что одной из их причин является потеря доверия общества к органам, обеспечивающим проведение выборов». Более конкретен был вывод бывшего главы Администрации Президента РФ Д.Медведева: «На опыте ряда стран… неспособность организаторов выборов оперативно и полно представить общественности результаты избирательных кампаний может использоваться в политической борьбе и привести к самым разным для государства результатам, послужить источником дестабилизации ситуации в стране».

Таким образом, обеспокоенность российских властей обнажает существующую проблему политической неустойчивости. Ясно, что несвоевременный подсчет голосов - лишь повод для дестабилизации. Причины же, разумеется, глубже. Искать их следует в утрате необходимой для устойчивости степени доверия общества к политическим режимам своих стран в целом. А это, в свою очередь, следствие дисфункции механизма политической обратной связи, одной из составляющих которого являются партийные системы. Достаточно привести пример недавней истории с массовыми закупками населением соли. Все началось с безобидного репортажа о том, как в тульской области начали скупать соль, поверив слухам о том, что поставки этого ингредиента будут ограничены. Журналисты подавали этот случай как курьез, однако эпидемия охватила всю страну. Соль подорожала в десятки раз, разъяснения об отсутствии оснований для паники давались на самом высоком уровне – однако сошла на нет только когда населению удалось сделать солидные запасы. Трудно представить, что случится в нашей наэлектризованной стране, когда пенсии и зарплаты задержат хотя бы на один месяц. На фоне нефтяного изобилия это кажется маловероятным. Очевидно, то же самое казалось и в конце 70-х годов, когда цены на нефть была на уровне нынешних, а могущество КПСС куда более внушительным.

Таким образом, пример «цветных революций» может быть заразителен. В этом отношении Россия не является исключением, и последствия действительно могут быть не менее драматичными. Вот почему столь актуальной является проблема партийного строительства и формирования в стране эффективной партийной системы. Ее решение требует адекватного понимания сложившейся ситуации, идеологически беспристрастной и точной диагностики политического пространства. Вновь становится актуальной тема разработки адекватной экономической программы партий. К сожалению, то что сейчас выдают за экономические программы на самом деле является лишь политической декларацией, да и то во многих случаях составляемой для проформы. Ведь нельзя всерьез принимать за экономический блок обещание Партии студентов «Студентам – 500 руб.».

На самом же деле именно в экономической сфере на фоне существующего благополучия в сфере официальной статистики зарыт камень будущих противоречий. Многие  аналитики давно предостерегают от чрезмерного увлечения законотворчеством в экономической сфере. Так результатом этого стало немыслимое разрастание налогового законодательства на фоне повсеместного ухода от налогов. Предлагаемые Президентом меры по снятию барьеров на пути малого бизнеса тут же были аннулированы рядом бюрократических решений, в результате чего ситуация только ухудшилась. Ясно – что нарушен ход коммуникации между властью и обществом в отсутствии адекватной политической силы, способной ее поддерживать. Трудно отнести подобную функцию к партии «Единая Россия», которая чаще всего связывается с проявлением лоббизма крупного и среднего бизнеса и административного аппарата.

Таким образом, тема курсовой является особенно актуальной в преддверии выборов 2008 года и проходящих реформ.