1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ, ИЛИ ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка        


«Все мы родом из детства», «Все —и хорошее, и плохое—человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании семьянина: так, если раньше молодая семья могла основываться на прочном опыте родственников и соседей, то теперь семейные ориентации стали в значительной степени определяться социальной средой обучения (школа и ПТУ) или организованного отдыха (пионерские лагеря, турбазы и т. п.). Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности: не случайно же по результатам опроса, проведенного в 1976—1978 годах во Владимирской области РСФСР (было опрошено 959 человек), выяснилось, что именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Весьма, кстати, любопытно, что такой, безусловно, важный фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2—3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее — 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и трудовых коллективов — 4—5 место и самовоспитания—6 место).

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Пер-

17

з 7220

вяя — это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая — это внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, упы, основательно ослабла в городе (по данным социологических исследований свыше 40 процентов московских школьников не имеют постоянных домашних обязанностей). Третья группа — это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение, ;ю которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений, — той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий советский педагог А. -С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, — утверждал он в своей «Книге для родителей», — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет- дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую «ипостась» этих отношений, тогда как вторая — хозяйственно-бытовую. Значение каждой из этих сфер для воспитания семьянина огромно и бесспорно, хотя нельзя не отметить, что, признавая несомненную роль внутри- и внесемейноЙ деятельности, прямо а непосредственно формирующей базисные брачно-семей-

18

ые представления вступающего в жизнь поколения, мы ^частую как-то ощутимо принижаем значение «надстро-3Чных» нравственно-психологических отношений, по-види-е му ориентируясь на их кажущуюся нематериальность и предполагаемую слабость их влияния на будущую семейную жизнь юношей и девушек.

Однако  подобный   подход  представляется  в  корне  неверным.   Воспитание   необходимых   для   семейной   жизни качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие)   более всего и  происходит в незримой, но чрезвычайно  влиятельной  области  педагогики отношений, дефекты  которой   порождают  последующие отклонения  в поведении.   Так,   изучая   подростков-правонарушителей   из благополучных  семейных   союзов — полных,   материально обеспеченных  и  впрямую   плохо   не влияющих на  ребенка— ученые обнаружили два   типа семей, в которых они выросли. Первый —с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с полной бездуховностью,  с  мещанскими  и  стяжательскими  интересами,  п   второй — с   отсутствием   эмоциональных   контактов родителей с детьми, нормальных, теплых их взаимоотношений.

Исследуя взаимоотношения учащихся ПТУ в учебных группах, психологи выявили, что благоприятные отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся затем и в учебную группу. Учащиеся из таких семей куда легче строят хорошие взаимоотношения 'со своими сверстниками и чаще становятся лидерами. Учащиеся же из семей с плохими отношениями не умеют их строить и в учебной группе и куда чаше становятся изолированными.

Наконец, изучая воспитанников спецшколы-интерната (с явными дефектами воспитания), специалисты выяснили, что R их семьях наблюдался один из трех типов явных нарушений правильного отношения к ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие родителей к ребенку. И жестокое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей.

В связи с тем что вышеприведенные данные, на пер

вый взгляд, не имеют прямого отношения к подготовке к

семейной жизни (но лишь на первый, ибо любые дефекты

взаимоотношений и отклонения поведения неизбежно дез

организуют семью), нельзя не отметить, что именно нрав

ственно-психологическое благополучие родительской семьи,

по обобщенным данным целого ряда работ, является едва

ли не главным фактором, определяющим стабильность се-

2*        19 '

мешюго союза выросших в этой семье юношей и девушек. Особенно это выражается в сохранении своеобразной преемственности отношений. Так, например, оказалось, что характер взаимоотношений супругов-родителей определяет установки на взаимоотношения, сложившиеся у их детей (от возвышенных представлений о любви, семье и браке в случае хороших взаимоотношений до равнодушно-циничного скептицизма в обратном случае), а стиль этих взаимоотношений зачастую усваивается как эталонный (включая способы разрешения конфликтов).

Итак, учитывая значение и нравственно-психологических, и хозяйственно-бытовых отношений в семье, попробуем подробнее разобраться в их наиболее существенных характеристиках. Начнем с первых.

Важной областью этих отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения — взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество— идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку. Паритет— ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование — желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция — стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм—резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т. е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов. Что ж, это тоже неплохо, хотя момент необходимой для паритета взаимовыгоды может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеаль-

20


заимоотношений зачастую усваивается как эталонный (включая способы разрешения конфликтов).

Итак, учитывая значение и нравственно-психологических, и хозяйственно-бытовых отношений в семье, попробуем подробнее разобраться в их наиболее существенных характеристиках. Начнем с первых.

Важной областью этих отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения — взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество— идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку. Паритет— ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование — желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция — стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм—резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т. е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов. Что ж, это тоже неплохо, хотя момент необходимой для паритета взаимовыгоды может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеаль-

20