Речевая деятельность является интегрирующей в системе психических функций человека. Она выполняет и социальную функцию, являясь средством общения на всех уровнях, обеспечивая адаптацию к окружающей среде (Л. С. Выготский, А. П. Лурия). Речь является также важнейшем средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Нарушение речи достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия).

На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукоцроизношения, лексики, грамматики, фонетических процессов и т.д.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок подросток — взрослый", т.е, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Из года в год растет число детей имеющих речевые нарушения и нуждающихся в помощи логопеда.

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи (ребенка — логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагтической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Цель нашей работы поиск наиболее эффективных путей организации специальных логопедических занятий для устранения у первоклассников ФФН речи и ОН речи.

Объектом исследования явилась специфика развития детей с ФФН речи ОНР в общеобразовательной школе. Предметом исследования стала логопедическая работа с первоклассниками общеобразовательной школы.

Мы выдвинули гипотезу о том, что исправляя ФФН речи и ОНР у первоклассников в условиях общеобразовательной школы, мы предупреждаем трудности в дальнейшем обучении в целом и в общении с окружающими"! В соответствии с целью и гипотезой в исследовании был поставлен ряд конкретных задач:

1. изучить специальную литературу по проблеме;

2. провести комплексное обследование детей;

3. подобрать практический материал для проведения логопедической работы с первоклассниками; "

4. спланировать и провести коррекционную работу с первоклассниками. В исследовании были использованы методы:

1. теоретический анализ педагогической. Нейрофизиологической и методической литературы по проблеме исследования;

2. изучение медико-исихологичеекого-педагогической документации на детей;

3. наблюдение за деятельностью детей;

4. беседа — диалог исследователями с детьми или их родителями но заранее разработанной программе;

5. обьяснительно-иллюстрированный метод;

6. консультирование;

7. анализ полученных результатов.

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения лицея №13 города Тамбова. В исследовании

принимали участие 25 детей, поступивших в первый класс лицея.

Дипломная работа структурно состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Анализ специальной литературы по теме исследования.

1. Особенности развития детей с ФФН речи.

В ходе комплексного обследования детей, поступивших в 1 класс общеобразовательной школы, было установлено, что наиболее распространенным нарушением речи у них является: фонетико-фонематичеокое недоразвитие и общее недоразвитие речи. В следствии чего мы остановимся на обзоре литературы, посвященной этой проблеме.

ФФН — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мысленного строения, это: укороченная "подъязычная" связка; мало подвижный язык — большой; слишком маленький и узкий язык; дефекты строения челюсти: а) прогнатия; б)прогения;

в) открытый перелом прикус;

г) открытый боковой прикус;

д) неправильное строение зубов неправильное строение неба:

а) готическое — узкое, высокое;

б) низкое, плоское;

толстые губы с отвисшей нижней губой, или укороченной малоподвижной верхней. К функциональным причинам относятся:

неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые "сюсюкают" с малышом;

подражание людям с неясной и косноязычной речью;

двуязычие в семье; у

педагогическая запущенность; /?

недоразвитие фонематического слуха;

долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного

аппарата: языка, нижней челюсти;

снижение слуха.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (РЕ. Левина, P. M. Боскис, ИХ. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.)сгало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интрпритации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Широкая распространенность и стойкость ФФН речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяют считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значительных задач логопедического воздействия. Проведенный анализ научной литературы и непосредственная работа в психолого-медико-нсихологических комиссиях по отбору детей в логопедические ipyuraj убеждают в том, что на современном этапе существует ряд нерешенных задач:

развитие системы специального образования в направлении дальнейшей дифференциации обучения характеризуется возникновением новых, вариативных, ориентированных на сложную структуру речевого дефекта методов коррекционно-развивающего психолого-педагогического воздействия, что требует более совершенных, тонких методик диагностики, поддержки и вопровождения детей;

недостаточная разработанность неко горых положений коррекционной диагностики не позволяет успешно решать вопросы прикладного характера (не создан приемлемый арсенал комплексных психолого-педагогических диагностико-коррекционных средств). Это значительно снижает эффективность постановки логопедического заключения, определяющего начальный этап индивидуально-развивающей работы с младшими школьниками;

сербдняшняя практика решения диагностических задач нередко характеризуется неунифицированным и недостаточно регламентированным использованием разрозненных методик, что в сочетании с интуитивно-эмпирической оценкой результатов исследования может провоцировать диагностические ошибки.

Итак, ранее выявление детей с ФФН и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает жорригировать речевую функцию у первоклассников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся в дальнейшем в условиях общеобразовательной школы.

1 2. Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.

I —

В логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разиой степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах речевой патологии, также обмечаться у детей с