СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Попытки послевоенного реформирования государственного управления        5

2        Развитие и реформирование государственной  власти и системы управления в советском  обществе (вторая половина 50-х —середина 60—70-х гг.)        15

2.1        Постсталинское реформирование политической системы        15

2.2        Реформирование системы хозяйственного управления        20

2.3        Завершающий этап реформ в начале 60-х годов        23

Заключение        29

Список использованной литературы        33

Введение


Тоталитаризм (от позд-нелатинского totelitas — весь, целый, полный) — антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни      каждого      индивида.

Слово "тоталитарный" (tota-litario) впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж.Амендола и П.Гобетти при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную         фашистскую систему.

Новая полоса расширяющегося  употребления понятия "тоталитаризм", а также производного "тоталитарный" начинается после Второй мировой войны, в условиях "холодной войны" между Западом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза.

Многообразие форм и способов реализации тотального    контроля    над    обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.

Во-первых,   абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой  системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия),  обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.

Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры — наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.

В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть    имущим   закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.

В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости.

Хотя    перечисленные    черты   отнюдь   не   исчерпывают всех признаков тоталитаризма, они все же позволяют уловить наиболее существенное в этой антигуманной системе. Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других — другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни.

При составлении перечня специфических черт, присущих СССР, исследователи столкнулись    с    тем   фактом,    что его система претерпела изменения в 50-60 годы ХХ века. Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления.

Таким образом, этот период истории нашей страны является ключевым для понимания происходящих сейчас перемен, ибо многие предпосылки для них были заложены именно тогда. Это и определяет актуальность реферата.

1 Попытки послевоенного реформирования государственного управления


Победный 1945 год открыл новую страницу в развитии государственного управления, которому предстояло учесть качественное изменение внешних, геополитических и внутренних условий, из­влечь уроки из опыта управления времен войны, закрепить и ис­пользовать итоги Победы, обеспечить безопасное послевоенное устройство мира, нормальные условия жизни людей, продолжить цивилизационное восхождение, прерванное, замедление и ослаб­ленное самой разрушительной из войн, не решившей основных проблем постигшего цивилизацию кризиса. Война и Победа укре­пили осознание большинством народа, управленческой элитой адек­ватности советской системы государственного управления потреб­ностям цивилизации XX в., ибо оно позволило Советскому Союзу обрести статус ведущей, великой мировой державы, оказывавшей влияние на цивилизацию своим развитием по антикапиталисти­ческому пути.

Военное государственное управление было перестроено в мир­ное на основе послевоенной концепции, планово, постепенно, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии кон­ституционных принципов, извлечении уроков довоенного и во­енного опыта, творческого их применения, сохранения и усиле­ния руководящей роли ВКП(б) и в других содержательных на­правлениях этого процесса.