СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Понятие и роль социальной рекламы 4
2 Задачи и функции социальной рекламы 9
3 Социальная реклама как основа развития современной общественной жизни в развитых странах 14
4 Методы реализации социальной рекламы 21
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Актуальность использования рекламы как элемента управления общественными отношениями обусловлена тем, что она обращена ко всем и к каждому, возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Таким образом, в связи с возникновением в обществе многочисленных проблем и острой необходимостью их решения представляется важным выявить роль социальной рекламы как одной из технологий, направленной на формирование новой системы ценностей и норм общественного поведения.
Когда страна проходит период реформ, деятельность по объяснению целей и задач дальнейшего реформирования особенно важна потому, что они сопровождаются неоднозначными и сложными событиями в политической, экономической и социальной областях, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретных людей. Для людей чрезвычайно важно объяснить, почему происходят те или иные процессы и к чему они приведут.
Вместе с тем, можно констатировать, что в России в течение последних пятнадцати лет, на фоне происходящих изменений, адекватного механизма донесения основ либеральной идеологии и объяснения того, почему мы находимся там, где мы находимся, нет.
Таким образом, представляется важным и актуальным исследование современной социальной рекламы в России в связи со следующими обстоятельствами: новый общественный строй, новая социально-экономическая и политическая ситуация в стране требует изменения и совершенствования социальной рекламы, новых научных разработок в области рекламы.
Проблемы рекламы в той или иной степени рассматривались представителями разных наук. Реклама как особый вид экономической деятельности, направленной на получение прибыли и стимулирование роста производства, рассматривается в работах Т. Амблера, И. Березина, Б.Еремина, А. Ростовцева, Т. Серегиной, А. Туманяна и др. Реклама как элемент комплекса маркетинга характеризуются в трудах С. Веселова, П. Дойля, П.Завьялова, И. Крылова Ф. Котлера, Л. Перси, Дж.Р. Росситера и др.
Рассмотрение рекламы как особого вида информации содержится в работах У. Аренса, К. Бове, А. Дейяна, И. Имшинецкой, В. Музыканта, И. Рожкова и др.
В рамках коммуникационного подхода реклама понимается как особый тип массовой коммуникации. Научный интерес к коммуникации посредством слов одним из первых обозначил М. Вебер, который с позиций понимающей социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Дальнейшее развитие проблемы теории массовых коммуникаций нашли в трудах Г. Лассуэлла, П. Лазерфельда, Г. Маркузе, Р. Мертона, Ю. Хабермаса. В отечественной научной литературе социальные аспекты взаимодействия рекламы и общества, социальные функции рекламы характеризуются в работах А.Волкова, В. Музыканта, С. Перекатнова, О. Савельевой, О. Феофанова, Е. Шековой, Д. Шигаповой и др.
Сущность социальной рекламы, ее цели, функции рассматриваются в работах О. Аронсона, Т. Астаховой, И. Голоты, О. Грубина, С. Жарова, Г. Николайшвили, И. Орениной, О. Савельевой, С. Селиверстова, Л. Федотовой, Е. Шековой и др.
Объект исследования: процесс функционирования и развития социальной рекламы в России.
Предмет - особенности функционирования и тенденции развития социальной рекламы в российском обществе.
Цель – изучение социальной рекламы в современном российском обществе как элемента управления общественными отношениями.
1 Понятие и роль социальной рекламы
Одной из важнейших функций государства является информационно-воспитательное воздействие на общество. В условиях модернизации современного российского общества принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, в значительной степени формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, социальные настроения, стереотипы поведения и т.п.
Государство, активно присутствуя на рынке информационной деятельности, может использовать социальную рекламу как инструмент вовлечения населения в социальные процессы, как инструмент формирования социального согласия в обществе. Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме, и доводящую до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.
Однако на сегодняшний день развитие социальной рекламы в России затруднено в силу ряда обстоятельств: во-первых, на уровне теории и методологии отсутствует точное истолкование смысла термина «социальная реклама», не обоснованы признаки социальной рекламы, проблемы социальной рекламы в целом пока не осмыслены в рамках социологических теорий; во-вторых, на уровне социально – практической деятельности в области социальной рекламы не выработана комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем; в-третьих, на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности существует ряд проблем и противоречий, которые негативным образом влияют на деятельность заказчиков, производителей и потребителей социальной рекламы; в-четвертых, не выработаны механизмы оптимального взаимодействия между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями; в-пятых, российское население демонстрирует преимущественно недоверчивое отношение к рекламе в целом, которое зачастую распространяется на социальную рекламу, что снижает ее эффективность.
Реклама - это, с одной стороны, деятельность по привлечению внимания без цели убеждения, а с другой - это определенного рода публичная информация. Более того, высказана точка зрения, что реклама - это любая форма распространения информации (сведений, представлений) независимо от используемых средств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к ним.
Если воспользоваться определением, данным в Федеральном законе "О рекламе", то информация - это сведения. Как объект общественных отношений информация характеризуется коммуникативностью, и только распространяемые и получаемые в процессе социального общения данные могут являться объектом общественных отношений. Э.Л. Страунинг приходит к выводу, что информация - это деятельность по сообщению определенных данных. Из изложенного следует прийти к выводу, что информация соотносится с рекламой как содержание и форма.