СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Понятие и роль социальной рекламы        4

2        Задачи и функции социальной рекламы        9

3        Социальная реклама как основа развития современной общественной жизни в развитых странах        14

4        Методы реализации социальной рекламы        21

Заключение        26

Список литературы        27




Введение

Актуальность использования рекламы  как элемента управления общественными отношениями обусловлена тем, что она обращена ко всем и к каждому, возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть  благотворными. Таким образом, в связи с возникновением в обществе многочисленных проблем и острой необходимостью их решения представляется важным выявить роль социальной рекламы как одной из технологий, направленной на формирование новой системы ценностей и норм общественного поведения.

Когда страна проходит период реформ, деятельность по объяснению целей и задач дальнейшего реформирования особенно важна потому, что они сопровождаются неоднозначными и сложными событиями в политической, экономической  и социальной областях, которые оказывают непосредственное влияние  на жизнь конкретных людей. Для людей чрезвычайно важно объяснить, почему происходят те или иные процессы и к чему они приведут.

Вместе с тем, можно констатировать, что в России в течение последних пятнадцати лет, на фоне происходящих изменений, адекватного механизма донесения основ либеральной идеологии и объяснения того, почему мы находимся там, где мы находимся, нет.

Таким образом, представляется важным и  актуальным исследование современной социальной рекламы в России в связи со следующими обстоятельствами: новый общественный строй, новая социально-экономическая и политическая ситуация в стране требует  изменения и совершенствования социальной рекламы, новых научных разработок в области рекламы.

Проблемы рекламы в той или иной степени рассматривались представителями разных наук. Реклама как особый вид экономической деятельности, направленной на получение прибыли и стимулирование роста производства,  рассматривается в работах Т. Амблера, И. Березина, Б.Еремина, А. Ростовцева, Т. Серегиной, А. Туманяна и др. Реклама как элемент комплекса маркетинга характеризуются в трудах С. Веселова, П. Дойля, П.Завьялова, И. Крылова Ф. Котлера, Л. Перси, Дж.Р. Росситера и др.

Рассмотрение рекламы как особого вида информации содержится в работах У. Аренса, К. Бове, А. Дейяна,  И. Имшинецкой, В. Музыканта, И. Рожкова и др.

В рамках коммуникационного подхода реклама понимается как особый тип массовой коммуникации. Научный интерес к коммуникации посредством слов одним из первых обозначил М. Вебер, который с позиций понимающей социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Дальнейшее развитие проблемы теории массовых коммуникаций нашли в трудах Г. Лассуэлла, П. Лазерфельда,  Г. Маркузе, Р. Мертона, Ю. Хабермаса.  В отечественной научной литературе социальные аспекты взаимодействия рекламы  и общества, социальные функции рекламы характеризуются в работах А.Волкова, В. Музыканта, С. Перекатнова,  О. Савельевой, О. Феофанова, Е. Шековой, Д. Шигаповой и др.

Сущность  социальной рекламы, ее цели, функции рассматриваются в работах  О. Аронсона, Т. Астаховой, И. Голоты, О. Грубина, С. Жарова, Г. Николайшвили, И. Орениной, О. Савельевой, С. Селиверстова, Л. Федотовой, Е. Шековой и др.

Объект исследования: процесс функционирования и развития социальной рекламы в России.

Предмет - особенности функционирования и тенденции развития социальной рекламы в российском обществе.

Цель – изучение социальной рекламы в современном российском обществе как элемента управления общественными отношениями.

1 Понятие и роль социальной рекламы

Одной из важнейших функций государства является информационно-воспитательное воздействие на общество. В условиях модернизации современного  российского общества принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Существенным  потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения,  привлекая внимание к общественно значимым проблемам,  в значительной степени формирует  мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, социальные настроения, стереотипы поведения и т.п.

Государство, активно присутствуя на рынке информационной деятельности, может использовать социальную рекламу как инструмент вовлечения населения в социальные процессы, как инструмент формирования социального согласия в обществе. Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме, и  доводящую до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.

Однако на сегодняшний день развитие социальной рекламы в России затруднено в силу ряда обстоятельств: во-первых, на уровне теории и методологии отсутствует точное истолкование смысла термина «социальная реклама», не обоснованы признаки социальной рекламы, проблемы  социальной рекламы в целом пока не осмыслены в рамках социологических теорий; во-вторых, на уровне социально – практической деятельности в области социальной рекламы не выработана комплексная  технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем; в-третьих, на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности существует ряд проблем и противоречий, которые негативным образом влияют на деятельность заказчиков, производителей и потребителей социальной рекламы; в-четвертых, не выработаны механизмы оптимального взаимодействия между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями; в-пятых, российское население демонстрирует преимущественно недоверчивое отношение к рекламе в целом, которое зачастую распространяется на социальную рекламу, что снижает ее эффективность.

Реклама - это, с одной стороны, деятельность по привлечению внимания без цели убеждения, а с другой - это определенного рода публичная информация. Более того, высказана точка зрения, что реклама - это любая форма распространения информации (сведений, представлений) независимо от используемых средств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к ним.

Если воспользоваться определением, данным в Федеральном законе "О рекламе", то информация - это сведения. Как объект общественных отношений информация характеризуется коммуникативностью, и только распространяемые и получаемые в процессе социального общения данные могут являться объектом общественных отношений. Э.Л. Страунинг приходит к выводу, что информация - это деятельность по сообщению определенных данных. Из изложенного следует прийти к выводу, что информация соотносится с рекламой как содержание и форма.