Содержание







Введение        2

1        3

2        3

Заключение        3

Библиографический список        3

Приложение        3


Введение

Формирование национальной и интернациональной культуры учащихся начальных классов средствами татарского

народного декоративно-прикладного искусства


Автор и руководитель : Губайдуллина З.А.


Пояснительная записка


Актуальность темы. Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодежи с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся и материальные, и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та этническая среда, где происходит становление личности. Влияние на этот процесс оказывают и межнациональные отношения, они же участвуют и в формировании личностных качеств. К этим качествам относятся национальное самосознание, достоинство, гордость, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. В условиях многонациональное™ в России это может привести к разъединению, противопоставлению народов, ее заселяющих.


Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.


Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык; литература; история; музыка; изобразительное искусство; театр; народные обряды; народные песни и танцы (Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. Казань, 1998) .


Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.


Главным требованием современного образования является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в средних общеобразовательных школах обуславливает необходимость нового методолого-теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности школьника. Одним из факторов, оказывающих влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие изобразительной деятельностью.


Тема развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства поднималась и исследовалась в работах не только художников-педагогов, но и психологов ( Выготский Л.С., Кузин В.В., Мелик-Пашаев, Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я., Горяева Н.А. и др.)


Обобщенный вывод из этих работ может быть следующим: развитие творческих способностей учащихся напрямую связано с изобразительной деятельностью, так как она дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Создавая образ, каждый отождествляет себя с другими, то есть соотносит себя, свои представления и ценности, свой статус в обществе с общими социальными ценностями этноса, с требованиями и особенностями своей этнической среды.


Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей учащихся средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства татар как в школах республики, так и в национальных школах за ее пределами. Вместе с тем, изучение содержательного богатства татарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей школьников – будущих граждан многонациональной страны.


Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки учащихся, разработки обучающих технологий, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования и развития творческих способностей учащихся средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства. А так как преподавание татарского народного декоративно-прикладного искусства возможно в рамках программы по изобразительному искусству, то наше исследование будет касаться учеников начальных классов.


Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей художественно-этнического цикла, ответственных во многом за духовное, нравственное, эмоционально-эстетическое развитие образного мышления учащихся, без чего не мыслима деятельная личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.


Однако анализ теоретической литературы показывает, что недостаточно разработана проблема формирования творческих способностей учащихся средствами народного искусства. Также нет программ формирования творческих способностей детей средствами татарского народного искусства.


Таким образом, имеются очевидные противоречия между социально-педагогической необходимостью разработок конкретной системы средств татарского народного искусства, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся и недостаточностью разработок данного вопроса в исследуемой области - воспитании и образовании школьника – ученика школы с татарским этнографическим уклоном. Исходя из этих противоречий, была определена проблема, которая заключается в следующем: как, изменяя определенным образом содержание, используя новую систему средств, создать эффективную систему формирования и развития творческих способностей учащихся?


Указанные выше противоречия и проблема определили тему исследования: «Особенности формирования развития творческих способностей учащихся средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства».


Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке системы средств татарского