Содержание







Введение        2


1        развитие познавательной активности и творческой самостоятельности на уроках физики        3


2        развитие познавательной активности и творческой самостоятельности на уроках математики        17


Заключение        23

Библиографический список        24


Введение

Занятия по математике и физике призваны решить целый комплекс задач по всестороннему развитию индивидуальных способностей обучающихся и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Важной составной частью самостоятельности как черты личности обучающегося является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт обучающегося. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

Творческая самостоятельность обучающегося проявляется в умении из имеющихся у него правил для решения задач формировать обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в умении осуществить перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов.


1 развитие познавательной активности и творческой самостоятельности на уроках физики

Физика занимает особое место среди дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.

Наличие познавательных интересов у обучающихся способствует росту их творческой активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы обучающийся  понимал и принимал цели, поставленные учителем. В этом случае познавательный интерес обучающегося будет выступать в учебном процессе как цель и результат обучения.

На уроках  я применяю такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Содержание школьного курса физики один из источников формирования познавательных интересов учащихся. Физика заключает в себе большие возможности показать обучающимся то новое, что может поразить и удивить их.