СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Административно-правовые нормы в рыночной экономике        5

1.1        Понятие и особенности административно-правовых норм        5

1.2        Виды административно-правовых норм        16

1.3        Реализация административно-правовых норм        22

2        Особенности реализации административно-правовых норм с учетом рыночных отношений        27

2.1        Общеэкономическое управление        27

2.2        Реализация административно-правовых норм в сфере предпринимательства        32

Заключение        40

Список использованной литературы        42

Введение


Административно-правовой массив, с которым соприкасаются государственные органы и граждане и который они создают, нередко предстает перед ними аморфной массой. И от такого впечатления нелегко избавиться. Как же формировать и структурировать этот массив, как строить его по принципу «юридической таблицы Менделеева»? На подобные вопросы есть два ответа - с помощью административно-правовых норм и источников права данной отрасли. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы - источники административного права.

Отношение к норме как своего рода «юридическому духу», оживляющему правовые явления и факты, было характерно для ученых-юристов прошлых десятилетий. Оно, к сожалению, исчезает в доктрине и административно-правовой практике, когда кажется вполне достаточным написать проект закона, постановления и т.д. и принять его. Исчезает норма как первичная клетка юридического акта, как правило поведения, как оценочный эталон.

Известный юрист Г. Келъзен писал, что действие превращается в правовой акт не в силу его формальной определенности, а благодаря тому значению, которое с ним связывают. Конкретное действие получает свой специфический и юридический смысл, свое собственное правовое значение в силу существования некоторой нормы, которая по содержанию соотносится с этим действием, поведением, наделяя его правовым значением. Акт действия может быть истолкован согласно этой норме. Норма функционирует в качестве схемы истолкования.

Правопознание направлено на изучение таких норм, которые означают: нечто должно быть или должно совершиться, и человек должен действовать определенным образом. Норма - это смысл акта, который предписывает, позволяет или уполномочивает определенное поведение, смысл, направленный на поведение других людей. В этом смысле норма есть долженствование. Отсюда возникают категории «социальный порядок» и «правопорядок». Право есть порядок человеческого поведения, но это принудительный порядок.

Для норм административного права характерны: ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов, строгая подзаконность; односторонне-властное волеизъявление стороны; широкая сфера усмотрения; преобладание директивно-обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение административных санкций за правонарушения.

В отечественной юридической литературе сложилось устойчивое представление о правовой норме. Ее характеризуют несколько признаков. Норма права - это: а) первичная клетка права, б) государственное повеление, в) правило общего характера, персонально неконкретное и рассчитанное на многократное применение, г) формально определенное правило. Стало традицией выделять в структуре правовых норм три самостоятельных части - гипотезу и диспозицию, присущие нормам положительного регулирования, и диспозицию и санкцию, свойственные нормам правоохранительным. Нормы в разных отраслях права весьма специфичны.

К концу 90-х прошлого века окончательно созрела мысль о необходимости проведения реформ в России, и прежде всего реформы административной. Возвращение к проблеме административной реформы по итогам прошедшего десятилетия является доказательством того, что без должной организации государственных дел порядка в обществе не будет. Мировая общественность отмечает, что состояние государственного управления в современной России является основной причиной падения ее рейтингов по всем параметрам развития. Не отсутствие инвестиций, не недостаток средств тормозит ее ход. Самым слабым звеном является система управления. Между тем прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Обращаясь к роли права в решении этих сложных задач, напомним слова М.М. Сперанского: "...законы без нравов не могут иметь полного действия, ибо законы должны покровительствовать свободу, а не уловлять ее подозрениями". Можно продолжить: "и не использовать ее во зло общественным интересам".

     Сегодня уже многое осознано в необходимости довести начатое в области разграничения предметов ведения и полномочий органов государства по вертикали власти; поставлены и частично решаются структурные вопросы и задачи в области государственной службы. Решение этих задач осложнено многими новыми наслоениями вpeмeни. В силу этого административная реформа имеет два направления: ликвидировать или по крайней мере сдержать развитие негативных факторов, с одной стороны, и создать условия для поступательного движения того, что еще живо и того, что сегодня возможно выстроить на базе материальных и духовных сил общества.

     Эти два направления необходимо увязать при обеспечении комплексности мер административной реформы. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной в свете проходящей административной реформы


1 Административно-правовые нормы в рыночной экономике

1.1 Понятие и особенности административно-правовых норм


Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определять ее место в правовой системе России.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем: