СОДЕРЖАНИЕ


Политика как общественное явление        2

Происхождение, сущность и основные черты политики        2

Понятие политического интереса и политических отношений        5

Субъекты и объекты политических отношений        7

Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни        8

Человек и политика        9

Личность как субъект и объект политики        9

Взаимоотношения личности и государства        12

Проблемы политической социализации и политического участия личности. Политическое поведение.        13

Политический процесс        17

Понятие, сущность и структура политического процесса        17

Структура политического процесса        18

Политические изменения и развитие        20

Типы политических процессов        24

Литература        26

Политика как общественное явление

Происхождение, сущность и основные черты политики


Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Одно из определений по БЭС:

Политика (греч . politika - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

1)        Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;          

2)        Политика- это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;

3)        Политика-это область не только сознательных, Нои стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что её бытиё зачастую фиксируется лишь в бытии экономических и управленческих явлений и процессов. Тем не менее, вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности необходимое условие её изучения.

Во всем своём многообразии мир политики это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.

Когда возникла политика? Некоторые ученые считают, что политика древнее человечества и возникла до появления человека. К такому выводу они приходят на основе  наблюдения за жизнью животных . Например, утверждается, что все элементы политики имеют место у обезьян. Отличие политики у животных  лишь в том, что животные действуют, открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения. Не случайно Аристотель, один из первых политических мыслителей, назвал человека животным политическим. Аристотель изучал политику, исходя от человека. Он первым употребил само слово и понятие «политика» (так называлась его знаменитая книга «политика»- «полисная»). Аристотель считал, например, что «полисное животное» или

человек может существовать только в полисе,  в политической реальности.  Вне этой реальности, вне политики он становится либо животным,  либо богом, либо сверхчеловеком, либо недоразвитым в нравственном отношении существом.  Иными словами  вне  политики человек либо принадлежит природе, либо миру чистого духа.

Сходным образом описывает человеческий мир или  социальность(=аристотелевская политика, полисность) выдающийся американский политолог и социолог Толкотт Парсонс. Он ограничивает  человеческий  мир с одной стороны физико-органической реальностью (здесь человек в аристотелевском смысле еще  животное),  а с другой - областью «конечных идей» (здесь человек уже «бог». не нуждается уже ни в политике, ни в согражданах).

А.Смит, Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс, главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе обуславливает необходимость политики.

Какова же природа политики? Существуют разные подходы к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие естественную и социальную;

Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях:

1. институциональном-  в деятельности государства, партий и других политических субъектов;

2. функциональном- обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем;

3. идеологическом- формирует политическое сознание, политическую культуру;

4. регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам;

5. коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.

Таким образом политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере  отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочения специфическими методами.


Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Такой подход может приблизить к более глубокому пониманию политики как общественного явления.

Политика как деятельность предполагает определению долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, региона, города. Для этого необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритетные из них на каждом историческом этапе. Наиболее оптимально решить эту сложную задачу могут демократически сформированные законодательные и исполнительные органы государства, опираясь на разработки научных коллективов, отдельных ученых, опыт практических работников.


Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер и его команда (непосредственное окружение). Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер. Но только те цели получают право на жизнь в политике, которые выбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющихся социальной базой партии или общественно-политического движения. Произвольно выбранные цели, пусть даже и поданные в красивой пропагандистской упаковке, но не затрагивающие жизненных интересов тех социальных групп, которые являются опорой партии или движения, обречены на быстрое забвение.

Реализация политических целей осуществляется специфическими политическими методами. В общепринятом толковании под методом понимается совокупность приемов, способов, правил, используемых в практической  деятельности. Такое понимание метода можно распространить и на область политической деятельности.

Политические методы – это средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения интересов различных классов, социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров. Эти методы, основанные на научных проработках в ходе подготовки и принятия управленческих политических решений, отвергают волюнтаризм, некомпетентное вмешательство в любую из сфер общественной жизни.

Понятие политического интереса и политических отношений


Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.