СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Проблемы, нормы и патологии в развитии личности        4

1.1        Понятие нормы в различных психологических школах        4

1.2        Норма и патология в местах лишения свободы        7

1.3        Профилактика преступности в местах лишения свободы        13

1.4        Психологическая диагностика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.        20

Заключение        22

Список использованной литературы        23


Введение


Задача подлинной теории личности состоит в объяснении как случаев нормального развития, ведущих в свой перспективе к гармоничному формированию личности, так и случаев аномалий. Соответственно встает вопрос критериев «нормы» человеческого развития и их измерения. Б.С. Братусь указывает на тот факт, что проекция понятия нормы только на одну какую-нибудь «плоскость» жизнедеятельности личности (а она проявляет себя и в пространстве бытия – повседневной деятельности, и в пространстве культуры, как системы знаний, образцов, норм и правил, и в пространстве смыслов, как динамических систем сознания, которые несут в себе пристрастное отношение человека к действительности, преображая в сознании саму эту действительность и порождая в своей душе личностные смыслы своего существования, формируя свое нравственное сознание (61, с. 80–86)), делает представление о человеке неполным, усеченным и, следовательно, искаженным, поскольку ЛИЧНОСТЬ – системное образование, по-своему отражающееся в каждой из «плоскостей» существования. Проблему «душевного здоровья» и личностных смыслов «в душе» поднимает не только специалист в области медицинской психологии; о роли «духовности» в становлении профессионала и о проявлении силы «духа» людей опасных профессий говорит Л.П. Пономаренко; о «душе нашего времени» пишет К. Юнг.

Психологическое выявление нормального и аномального должно идти от анализа общих механизмов личностного развития: необходимо различать не только активность «присвоения», но и активность «отдачи» – влияния на ценностно-смысловые уровни других людей (сколько известно примеров выдающихся художников, поэтов и писателей, ученых, у которых наблюдались «отклонения от нормы»!). Опыт работы многих специалистов доказал, что «патология проистекает не из-за того, что наряду с «нормальными» начинают действовать сугубо «аномальные» механизмы, а из-за того, что общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях. Формула «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь» полностью относима и к болезни психической, душевной, и, соответственно, жизни душ».

Рассматривая невроз как нервно-психическое расстройство, в основе которого лежит непродуктивное и нерационально решаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, психолог подчеркивает, что «найти соотношение идеального и реального – сложнейшее искусство жизни» и нужно особо говорить о самом «здоровье» механизма целеполагания, притязания и самоценки. Психологически невроз понимается как «срыв» личности в ее продвижении к намеченным или привычно устоявшимся целям своего развития. Срыв этот происходит почти всегда на фоне определенного изменения исходного психофизиологического уровня психического здоровья. По данным исследований, в отличие от психопатий, где возможные искажения этого уровня – постоянный фон, при неврозах эти искажения «благоприобретены», то есть являются продуктом «творчества» самой личности, поставленной волею обстоятельств в особо трудные условия. Причем суть тяжелого конфликтного состояния у больных неврозом в парадоксальном сочетании высокого уровня самооценки с низким уровнем представлений о своих внутренних возможностях. И здесь мы с неизбежностью сталкиваемся с необходимостью сопряжения чисто психологического подхода с подходом нравственным.


1 Проблемы, нормы и патологии в развитии личности

1.1 Понятие нормы в различных психологических школах

Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

    Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как "ненормальное", от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта, речь идет здесь о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.

Чаще всего, однако, "ненормальным" считают человека, "вышедшего из всех нормальных рамок", все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Поведение будет считаться тем "ненормальнее", чем больше опасности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка.

Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что "расшифровка" окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Мы знаем, что наше восприятие действительности организуется и "стандартизируется" головным мозгом, важная функция которого состоит в фильтрации внешних сигналов. Всякое отклонение от "нормальной" расшифровки этих сигналов связано с риском неправильной адаптации. Именно так обстоит дело у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные.

Кроме того, дело может заключаться и в изменении уровня сознания, связанном с его "помрачением", что может стать причиной зрительных или слуховых галлюцинаций. Такого рода частые погружения во внутренний мир нормально воспринимаются лишь у некоторых народов, где их рассматривают как способ общения с "потусторонним миром". Западная культура единственно нормальным состоянием сознания признает экстравертированное сознание.

Но еще сильнее, чем перечисленные симптомы, внимание к человеку могут привлечь эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, преодолевать которую человек не в состоянии.

Наконец, бывает, что и без каких-либо эмоциональных расстройств человек оказывается неспособным преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми.