Содержание







Введение        2

1        Сбалансированность бюджетов. Понятие дефицита        3

2        Динамика исполнения бюджетов в России        10

Заключение        14

Библиографический список        17

Приложение        19


Введение


Тема работы является актуальной, так как еще в недавнее время дефицит бюджета и нерациональные источники его покрытия привели к значительному кризису всей экономики в 1998 году. В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:

1) определить, порожден ли дефицит спадом или является следствием финансовой политики государства;

2) выяснить, уменьшает дефицит частные инвестиции или поощряет их.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Эта проблема является очень актуальной для России, так как мы не расплатились по долгам еще СССР, порожденных также дефицитом госбюджета.



1 Сбалансированность бюджетов. Понятие дефицита

В бюджетах различных уровней всегда действует прин­цип сбалансированности, который означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные орга­ны должны исходить из необходимости минимизации раз­мера дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в слу­чае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над дохода­ми — дефицитом бюджета.

Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обяза­тельно относящееся к разряду чрезвычайных, исключитель­ных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

Для его покрытия государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования.

Первый способ приводит к существенному развитию инфляционных процессов. Например, применение российс­ким правительством в начале 90-х гг. эмиссии привело к тому, что только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1700 млрд. рублей.

Нарастание инфляционных процессов выразилось в ро­сте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что при­вело к существенному снижению жизненного уровня насе­ления, обострило социальную напряженность.

По этой причине государство для разрешения пробле­мы финансового дефицита использует второй способ, т. е. прибегает к внутренним и внешним заимствованиям.

Особо следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает при­влечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми госу­дарствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи не только фис­кального, но и экономического характера:

* сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;

* расширяется база для производства товаров и услуг;

* появляются новые налогоплательщики;

* улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность привлечения в страну иностранно­го капитала, все страны стараются поощрять импорт ка­питала, доводя его до значительных размеров, причем боль­шая часть инвестиций направляется в индустриальные страны.

В начале 90-х гг. на долю стран с развитой рыночной экономикой приходилось около 80% ввоза прямых иност­ранных инвестиций, в том числе на США — 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики (предостав­ления режима наибольшего благоприятствования) объем прямых инвестиций в экономику США увеличился с 83 млрд. долл. в 1980 г. до 261,2 млрд. долл. в 1987 г., т. е. более чем в 3 раза.

Бюджетный кодекс РФ в гл. 13 "Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия" дает определение и классификацию заимствований, которых в настоящее время имеется три Вида:

* государственные заимствования Российской Федера­ции;

* государственные заимствования субъектов Российской Федерации;

* муниципальные заимствования.

В соответствии с Бюджетным кодексом государство в лице Российской Федерации, может осуществлять займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта по­гашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации — это займы и кредиты, привлекаемые от фи­зических и юридических лиц, иностранных государств, меж­дународных финансовых организаций, по которым возни­кают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Россий­ской Федерации — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в валюте Российской Феде­рации.

Государственные заимствования субъектов Российс­кой Федерации, муниципальные заимствования — это зай­мы и кредиты, привлекаемые от физических и юридичес­ких лиц, по которым возникают долговые