СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ        2

1        Основные признаки гражданского общества        3

1.1        Гражданское общество: историко-правовой аспект        3

1.2        Гражданское общество: определение и признаки        6

1.3        Основные принципы гражданского общества        10

1.4        Гражданское общество и государство. Функции гражданского общества        14

1.5        Основные элементы гражданского общества        21

2        Проблемы становления гражданского общества в России        25

2.1        Становление гражданского общества в России        25

2.2        Основные функции институтов гражданского общества в России        33

Заключение        37

Список использованной литературы        39

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. В начале нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Благородное дело, которым занимается гражданское общество — область приватных, частных взаимоотношений людей, — гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества.

1 Основные признаки гражданского общества

1.1 Гражданское общество: историко-правовой аспект


В истории политической и правовой мысли идеи гражданско­го общества всегда являлись и являются одной из самых, гуман­ных, и перспективных, идей. Отнюдь не случайно поэтому про­блемы гражданского общества всегда волновали передовых лю­дей - от прогрессивных, мыслителей древности до современ­ности.

Демократические преобразования в России не могут достиг­нуть желаемого результата без развитого гражданского обще­ства. И хотя современная отечественная действительность отмечена довольно высоким динамизмом и разнообразием ассо­циативных форм проявления гражданского общества, очевидно, что без хорошо отлаженного механизма правового регулирова­ния его институтов теория гражданского общества не будет воплощена в общественную практику.

Основная задача данной главы - проследить историю раз­вития теории гражданского общества, рассмотреть процесс становления его институтов через призму российского законо­дательства, наметить наиболее важные направления содействия государства полноценному развитию гражданского общества.

Хотя понятие гражданского общества для отечественной науки является относительно новым и неразработанным, тем не менее в миро­вой общественно-политической мысли оно существует не одно столе­тие. Эта категория выступает предметом исследования различных наук - теории государства и права, философии, политологии.

Впервые понятие, которое можно перевести как «гражданское общество», было использовано античными философами Платоном, Аристотелем, Цицероном для обозначения сложившихся в Древней Греции и Древнем Риме общественных систем. Их труды положили начало проблематике гражданского общества. Эта идея получила продолже­ние в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, но сам термин стал устойчиво употреб­ляться лишь в XVIII столетии. Хотя, как пишет французский исследо­ватель Доминик Кола, впервые он упомянут уже в XVI веке в ком­ментарии к «Политике» Аристотеля.

Понятием «гражданское общество» обозначались далеко не одина­ковые, а порой и противоположные явления.

Так, Никколо Макиавелли гражданское общество представлял как совокупность противостоящих интересов: классовых, сословных, пар­тийных. В нем не было основы для демократии - власти народа, ибо последняя требует от народа должной этической основы - благород­ства, чести, отваги во всем, что относится к защите общественных интересов и тем более республиканского строя. Макиавелли считал, что пассивное общество, изредка сопротивляющееся непосильному гнету, не может считаться гражданским.

В противоположность ему Гуго Греции, опираясь на теорию есте­ственных прав, присущих каждому человеку от рождения, создает концепцию общественного союза, способного действовать в соответст­вии с принципами морали и права. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения прав и общей пользы». Каждая отдельная личность в таком союзе должна быть уверенной в неприкосновенности своей жизни и своего имущества. Государство, по мнению Гроция, возникает как необходимый институт для охраны гражданского общества, причем главным элементом его выступает отдельная личность.

Отправной точкой для зарождения и развития теории гражданского общества в том виде, который можно считать классическим вариантом, служат труды Гоббса и Локка. Философы подняли такие важные для гражданского общества проблемы, как ценность и суверенитет лично­сти, природа общества и власти. Т. Гоббс различает два состояния общества - естественное и гражданское, возникшие после заключения общественного договора. Гражданское состояние общества основано на принципе: «Не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Локк трактовал гражданское общество как форму государственности, обладающую определенным социаль­ным и духовным содержанием. Гражданскими интересами Локк назы­вал, в частности,  жизнь,  здоровье,  отсутствие телесных страданий, владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домаш­няя утварь и т.д. Основные кирпичики фундамента гражданского об­щества составляют собственность, труд, семья. Это традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка. Причем собственность, по Локку, - это не только имущество и, может быть, не столько имущество, сколько жизнь и свобода человека.

Ш. Монтескье полагал, что деятельность государства, его законы должны соответствовать природе человека, национальным, физическим свойствам страны, образу жизни его народов. Единство воли отдельных индивидов, по Монтескье, составляет гражданское состояние, которое и призваны охранять гражданские, политические законы и правительство.

В XVIII - начале XIX века тематика гражданского общества была развита в работах философов новой формации - Гумбольдта, Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса, Вебера и др. Они провели различие между обществом и государством. Долгое время считалось, что эти категории - одно и то же. Из этого, конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры полностью во всех случаях ото­ждествлялись. Но понадобилось время, чтобы теоретики увидели раз­деляющие их грани.