ПЛАН


Природа и назначение психологических тестов        2

Области применения и разновидности тестов        2

Психологический тест: назначение и применение        5

Список использованной литературы        15

Природа и назначение психологических тестов


Психологические тесты — это инструменты или, употребляя более широкий термин, орудия. Чтобы получить положительные результаты от применения тестов, мы должны учитывать этот важный факт. Любой инструмент может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред, — в зависимости от того, как его используют. Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении все более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни. Однако его развитие сопровождалось нереалистичными ожиданиями и неправильным применением некоторых тестов. Пользователям нужно знать, как оценить тот или иной тест.

Области применения и разновидности тестов

Традиционно назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Одной из самых ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня обнаружение интеллектуальных дефектов остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Родственная область клинического применения тестов включает обследование лиц с тяжелыми эмоциональными расстройствами и другими типами нарушения поведения. Помимо этого, мощный импульс первоначальному развитию тестов был задан стремлением удовлетворить нужды образования. Имеются в виду знаменитые тесты Бине, с которых, собственно говоря, и началось интеллектуальное тестирование. В настоящее время школы входят в число основных пользователей тестов. Распределение детей по способностям с целью максимально использовать возможности разных типов школьного обучения, выявление умственно отсталых, с одной стороны, и одаренных учеников — с другой, образовательное и профессиональное консультирование учащихся средних школ и студентов колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы — вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.

Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях — еще одна важная область применения психологического тестирования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до управленцев высшего звена вряд ли найдется работа, для которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении по службе или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в большинстве таких ситуаций, особенно касающихся высококвалифицированной работы, возможно лишь тогда, когда тесты используют в качестве дополнения к специальному собеседованию с кандидатами, создающему условия — в виде биографического контекста — для правильной интерпретации тестовых показателей конкретного кандидата. Тем не менее тестирование составляет важную часть полной программы управления трудовыми ресурсами. Весьма близкое по целям применение психологического тестирования имеет место в вооруженных силах при отборе и распределении военнослужащих.

Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное благополучие и эффективные межличностные отношения все более отчетливо выделяются в качестве целей консультирования. Также отмечается усиливающаяся тенденция к использованию тестов для улучшения самопонимания и личностного роста. В рамках такого применения тестов их показатели составляют часть информации, на основе которой человек принимает решения относительно себя самого и своей жизни.

Совершенно очевидно, что психологические тесты в настоящее время применяют при решении широкого круга практических проблем. Однако не следует забывать и о том, что такие тесты — важное средство фундаментальных исследований. К примеру, почти все проблемы в дифференциальной психологии требуют обращения к методикам тестирования как средству сбора данных. В качестве иллюстраций можно указать на исследования природы, характера и степени индивидуальных различий, структуры психологических черт, измерение групповых различий и выявление биологических и культурных факторов, связанных с различиями в поведении. Во всех таких областях исследования, как, впрочем, и во многих других, точное измерение индивидуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно построенным тестам, является необходимым условием работы. Кроме того, психологические тесты служат стандартизованными инструментами исследования таких разнообразных проблем, как возрастные изменения в развитии человека на протяжении всей его жизни, относительная эффективность разных методов обучения, результативность психотерапии, воздействие социальных программ и влияние средовых переменных на человеческую деятельность.

Столь разнообразные по своему назначению виды тестов различаются и по другим важным характеристикам. Прежде всего, они разделяются по способу проведения тестирования: индивидуальному (проводимому квалифицированным специалистом), групповому или компьютерному. Далее, тесты различаются по тем аспектам поведения, для измерения которых они предназначены. Некоторые из них нацелены на оценку когнитивных особенностей, или способностей, которые могут варьировать от общих способностей, таких как готовность извлекать пользу из учебной работы, до высоко специфичных сенсомоторных умений, необходимых для выполнения простой ручной операции. Другие тесты обеспечивают измерение аффективных временных, или личности, включая эмоциональные и мотивационные характеристики, межличностное поведение, интересы, аттитюды и ценности.

При столь очевидном разнообразии природы и назначения психологических тестов, есть ли у них общие отличительные признаки.

Психологический тест: назначение и применение


Выборочный анализ поведения. Психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизованное измерение образцов (или проб) поведения, пссихологические тесты, подобно наблюдениям или тестам в любых других науках, проводятся на малой выборке тщательно отобранных образцов поведения индивидуума. В этом отношении психолог идет почти тем же путем, что и биохимик, делающий свои заключения о составе крови пациента или качестве питьевой воды в микрорайонe на основе анализа одной или нескольких взятых им проб. Если психолог хочет проверить словарный запас ребенка, умение служащего выполнять арифметические вычисления или зрительно-двигательную координацию пилота, он предъявляет им презентативные наборы слов, арифметических задач или же тесты двигательных способностей и оценивает их реакции. Насколько адекватен тест изучаемому аспекту ведения, зависит, очевидно, от количества и характера заданий, образующих стильный набор (или выборку заданий) данного теста. Так, арифметический тест, состоящий из 5 задач или включающий лишь вопросы на умножение, вряд ли может дать достаточно верное представление о счетных навыках взрослого человека, а сложный тест, составленный целиком из терминов игры в футбол, едва ли обеспечит нежную оценку полного словарного запаса ребенка. Диагностическая, или предсказательная, ценность психологического теста зависит той или иной области поведения. Измерение образцов поведения, непосредственно