ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Принципы организации социальной защиты населения Тамбовской области 7
§1.1. Система органов социальной защиты Тамбовской области и основные направления деятельности 7
§1.2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми 13
§1.3.Информация об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей Тамбовской области в 2002 году 19
Глава 2. Нормативная база формирования местных бюджетов 23
§2.1. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества 23
§2.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации 28
§2.3. Проблемы и перспективы формирования бюджетных пополнений 36
Заключение 41
Литература 45
Приложение 46
ВВЕДЕНИЕ
Становление в нашей стране новой профессии «социальный работник», развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов, которые к тому же должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми.
Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др., — она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека.
В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем.
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
* социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
* собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
В социальной политике государства на федеральном и региональном уровне исключительно важное место проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в современном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеет доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных.
Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня местное самоуправление страдает от хронической нехватки средств. Речь идет не только о деньгах, но и о земле и недвижимости, практически не вовлеченных пока в реальные экономические отношения. А ведь это те ресурсы, на которых во многих странах строится финансовая база местного самоуправления. Например, в США финансирование школ осуществляется за счет местного налога на недвижимость, ставка которого определяется прямым голосованием жителей.
В России органы местного самоуправления обременены огромным количеством нефинансируемых федеральных мандатов. Если прямые денежные выплаты населению, например детские пособия, в последние годы финансируются неплохо, то компенсация льгот по транспорту и жилищно-коммунальным услугам, предоставляемых за счет муниципальных бюджетов, даже не обсуждается.
В связи с актуальностью данной проблемы темой исследования являются проблемы и направления социальной работы на примере местного бюджета.
Объект исследования: процесс оказания социальной помощи, финансируемой из бюджета Тамбовской области.
Предмет исследования: процесс социальной работы в Тамбовской области.
Цель исследования - исследовать основные проблемы, содержание, формы и методы социальной работы в Тамбовской области в аспекте финансирования ее из местного бюджета.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества.
2. Изучить состав, структуру и методы формирования местных бюджетов в целом, и, бюджета Тамбовской области в частности.
3. Описать формы и методы социальной работы в Тамбовской области.
Методы исследования:
* анализ статистических данных;
* анализ документов;