ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ        2

Глава 1. Принципы организации социальной защиты   населения Тамбовской области        7

§1.1. Система органов социальной защиты Тамбовской области и основные направления деятельности        7

§1.2. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми        13

§1.3.Информация об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей Тамбовской области в 2002 году        19


Глава 2. Нормативная база формирования местных бюджетов        23

§2.1. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества        23

§2.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации        28

§2.3. Проблемы и перспективы формирования бюджетных пополнений        36

Заключение        41

Литература        45

Приложение        46

ВВЕДЕНИЕ


Становление в нашей стране новой профессии «социальный работник», развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов, которые к тому же должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др., — она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека.

В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.

В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

•    выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

•    оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

•    интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

•    прогностическая;

•    социальная защита населения;

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:

* социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

* собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

В социальной политике государства на федеральном и региональном уровне исключительно важное место проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.

Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.

Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в современном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеет доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных.

Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня местное самоуправление страдает от хронической нехватки средств. Речь идет не только о деньгах, но и о земле и недвижимости, практически не вовлеченных пока в реальные экономические отношения. А ведь это те ресурсы, на которых во многих странах строится финансовая база местного самоуправления. Например, в США финансирование школ осуществляется за счет местного налога на недвижимость, ставка которого определяется прямым голосованием жителей.

В России органы местного самоуправления обременены огромным количеством нефинансируемых федеральных мандатов. Если прямые денежные выплаты населению, например детские пособия, в последние годы финансируются неплохо, то компенсация льгот по транспорту и жилищно-коммунальным услугам, предоставляемых за счет муниципальных бюджетов, даже не обсуждается.

В связи с актуальностью данной проблемы темой исследования являются проблемы и направления социальной работы на примере местного бюджета.

Объект исследования: процесс оказания социальной помощи, финансируемой из бюджета Тамбовской области.

Предмет исследования: процесс социальной работы в Тамбовской области.

Цель исследования - исследовать основные проблемы, содержание, формы и методы социальной работы в Тамбовской области в аспекте финансирования ее из местного бюджета.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества.

2. Изучить состав, структуру и методы формирования местных бюджетов в целом, и, бюджета Тамбовской области в частности.

3. Описать формы и методы социальной работы в Тамбовской области.

Методы исследования:

* анализ статистических данных;

* анализ документов;