СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Понятие и классификация преступлений        4

2        Признаки  преступления        7

3        Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность        13

Список литературы        17

Введение


Уголовный кодекс Италии 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой, так и некоторые концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным "социально опасными". Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.

После свержения фашистского режима и принятия Конституции 1947 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения (последние изменения 1984, 1986 гг. и др.).

В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение тенденция к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.

Таким образом, видно, что опыт Италии в области совершенствования уголовного законодательства может быть полезен и России, в чем и заключается актуальность темы работы.

1 Понятие и классификация преступлений


В Итальянском уголовном законодательстве, как и в законодательстве стран континентальной системы романского направления, не содержится определения преступления. УК Италии, принятый в 1930 г., отличается с одной стороны, закреплением многих прогрессивных принципов и институтов уголовного права стран континентальной системы, а с другой стороны, отражая авторитарный политический режим периода создания кодекса, на первый план выдвигает институт наказания, а не преступления. В Общей части УК Италии наказанию посвящен II раздел, а преступлению - III раздел.

В статье 39 УК Италии говорится, что уголовные правонарушения делятся на преступления и проступки в зависимости от различных видов наказания, назначаемых за их совершение в соответствии с данным кодексом.

Таким образом, УК Италии указывает только на категоризацию уголовно наказуемых деяний. Такое формальное определение преступления является традиционным для итальянского уголовного права, оно восходит к Тосканскому кодексу 1856 г. и УК Италии 1889 г.

В доктрине итальянского уголовного права также общепризнанным является формальное определение преступления, указывающее на два его признака - запрещенное уголовным законом, иными словами, противоправность, и наказуемость. Так, например, известный итальянский криминалист Ф. Антолизей дал следующее определение преступления: Преступлением считается такое человеческое поведение, которое на взгляд законодателя противоречит целям государства и которое влечет за собой применение наказания.

Итальянский УК только указывает на различие преступлений и уголовных проступков в зависимости от тяжести назначаемых за их совершение наказаний.

К преступлениям относятся деяния, за которые могут быть назначены пожизненное лишение свободы, срочное лишение свободы и штраф в размере.

Проступками являются деяния, наказуемые арестом или денежным взысканием.

Как видно из текста закона, штраф и денежное взыскание различаются только размером.

Большая строгость наказания за преступления свидетельствует и об их большей тяжести по сравнению с проступками.

Исторически основную часть уголовных проступков составляют включенные в УК так называемые полицейские правонарушения, которые до эпохи просветительства относились к компетенции административных властей.

Двухчленная классификация уголовных правонарушений, принятая в уголовном праве Италии, завоевывает все большее признание в странах, придерживающихся романской линии континентальной системы права.

Итальянский УК в ч. 3 статьи определяет политическое преступление как любое преступление, которое посягает на политический интерес государства или на политические права гражданина. Политическим преступлением считается также общеуголовное деяние, совершенное в целом или в части по политическим мотивам. Таким образом, итальянский УК выделяет два вида политического преступления: