Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы предпринимательства и его эволюция в России 6
1.1 Сущностные характеристики предпринимательства 6
1.2 Эволюция предпринимательства в России 16
1.3 Современная динамика экономики России 33
Глава 2 Основные проблемы развития предпринимательства в России 43
2.1 Формирование имиджа российского бизнеса 43
2.2 Проблема соотношения рыночной экономики и свободной конкуренции 55
2.3 Антимонопольная практика государственного регулирования предпринимательской деятельности 64
2.4 Проблема нормализации предпринимательского климата 73
Глава 3 Проблемы развития малого бизнеса в Тамбовской области 86
3.1 Состояние малого бизнеса в Тамбовской области 86
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Тамбовской области 98
Заключение 110
Список использованной литературы 116
Приложения 119
Введение
Широкомасштабные радикальные трансформации, происшедшие в нашей стране за последние пятнадцать лет, в буквальном смысле преобразили ее социальный, политический и экономический облик. Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.
Среди всего комплекса проблем, в совокупности характеризующих облик современной российской экономической системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения предпринимательства и предпринимательской среды, создание условий свободной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения которых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.
Формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным является тот факт, что в формировании рыночной экономики и предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно государство. Свое практическое воплощение взаимодействие государства и экономики находит в самых различных формах и направлениях: в создании инфраструктуры самой экономической системы; обеспечении необходимых условий для эффективного функционирования как всей экономики страны, так и ее отдельных отраслей; определении основных направлений и приоритетов социального и экономического развития; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; регулировании социально-трудовых отношений и т.д.
При всех трансформациях — приватизации, восстановлении в полных правах частной собственности, формировании системы частного предпринимательства и т.д. — государство продолжает играть ключевую роль и как коллективный предприниматель, и как центральный институт, обеспечивающий создание и эффективное функционирование всей инфраструктуры экономической системы, в том числе самого рынка и составляющей его основу конкурентной среды. И это вполне объяснимо, если учесть, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы, тем самым нуждаясь друг в друге и дополняя друг друга.
В связи с этим на первый план выходит необходимость комплексного изучения основных направлений, тенденций и особенностей формирования российского предпринимательства, его сущностных характеристик, форм и типов, а также основных признаков и аспектов его функционирования и деятельности в условиях рыночной экономики с такими базовыми ее принципами, как свободная конкуренция и конкурентная среда, обеспечивающие эффективность и прибыльность производства национальными корпорациями товаров и услуг.
Большое значение для понимания феномена предпринимательства и характера взаимодействий между государством и предпринимательством имеют работы B.C. Автономова, А.И. Агеева, А.В. Бусыгина, Н.Г. Зяблика, В. Королева, Ф.И. Шамхалова и др. В этих работах рассматриваются различные аспекты мирового опыта предпринимательства, а также особенности и основные направления формирования и функционирования предпринимательства в России.
Различные аспекты рыночной конкуренции подробно анализируются в трудах представителей классической и неоклассической политической экономии Дж.С. Милля, A. Маршалла, Дж. Робинсон, А. Пигу, И. Шумпетера и др.
Объектом исследования данной работы являются сущность и основные характеристики предпринимательства в России, механизмы формирования и институционализации рыночной экономики и свободной конкуренции.
Предметом исследования выступают основные направления и тенденции формирования российского предпринимательства, его формы и типы, особенности функционирования и взаимодействия с государством в условиях рыночной экономики.
Цель работы — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства и свободной конкуренции, особенности формирования и институционализации этих феноменов и роль государства в этом процессе.
* Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Исследовать особенности формирования и эволюции российского предпринимательства, а также современную роль государства как в управлении рыночной экономикой, так и в самом предпринимательстве;
* Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;
* Определить характер взаимоотношений между современным предпринимательством, рыночной экономикой и конкурентной средой, а также условия повышения эффективности и конкурентоспособности предпринимательства;
* Выделить и проанализировать проблемы государственного регулирования экономики и создания конкурентной среды.
* Исследовать проблемы развития предпринимательства в Тамбовской области.