СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Классификация, состав и функции госудаственных органов внешних сношений        4

2        Правовое регулирование деятельности постоянных государственных органов внешних отношений за рубежом        6

3        Правовое регулирование специальных миссий        13

4        Правовое регулирование участия в международных организациях        16

Заключение        22

Список литературы        25



Введение

Международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами — государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями.

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих представительство субъектов международного права в международных отношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.

Однако юридический статус и правовой режим (иммунитеты и привилегии) иных, помимо государств, субъектов международного права, органы которых и должностные лица неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и, соответственно, общим международным правом не регулируются. В числе таких договоров — Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.

Общее же международное право регулирует лишь представительство государств применительно к их зарубежным органам внешних сношений. Предметом его регулирования является, в частности, дипломатическое и консульское право.

Заключены также многочисленные двусторонние и многосторонние договоры между заинтересованными государствами, касающиеся юридического статуса и режима зарубежных органов внешних сношений государств.

В конечном счете обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении.



1 Классификация, состав и функции госудаственных органов внешних сношений

Существует деление органов внешних сношений на внутригосударственные и зарубежные.

К внутригосударственным относятся: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства; глава государства (коллегиальный или единоличный), который осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики.

Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные.

К постоянным органам относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения.

К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала.

Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т. д. определяются законодательством аккредитующего государства.

В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информации своего правительства о стране пребывания.

Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим.