Содержание



Введение        2

1. Понятие национализации        3

2. Право государства на национализацию        6

3. Формы национализации        10

4. Тенденции изменения законов России о национализации        10

Заключение        14

Литература        15

Введение


Под термином «национализация» понимается огосударствление,

то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и

передача его в собственность государства. В результате

национализации в собственность государства переходят не отдельные

объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую

меру государства по осуществлению социально-экономических

изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию-

отдельных объектов в собственность государства и от конфискации

как меры наказания индивидуального порядка.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она

проводится. В 1917—1920 годах Советским государством

проводилась национализация земли, банков, промышленных и торговых

предприятий и т. д.

Мероприятия по национализации были осуществлены в ряде стран

Восточной Европы и Азии. Социалистическая национализация

означала, что право частной собственности на национализированное

имущество было уничтожено и возникло новое, принципиально иное по

содержанию право социалистической собственности. Позднее

национализация стала важным средством в борьбе освободившихся от

колониальной зависимости молодых государств за достижение ими

экономической независимости. В зависимости от конкретных условий

процесс создания государственного сектора путем национализации

протекал в этих странах по-разному: в одних национализировалась

только собственность, которая принадлежит иностранному капиталу, в

других затрагивался и местный частный капитал.

Национализация проводилась и в ряде высокоразвитых стран

Запада.


1. Понятие национализации

Конституцией Российской Федерации (ст. 35, ст. 55) установлены гарантии государственной защиты имущественных прав частных лиц. Право собственности и иные имущественные права граждан и организаций подлежат государственной защите и охране. Но при чрезвычайной общественной необходимости в силу «публичных общенациональных» интересов закон предусматривает возможность принудительного ограничения или прекращения государством имущественных прав частных лиц. Публичный интерес, - та необходимость общества, требующая применения национализации как исключительной меры по прекращению частной собственности и превращению ее в государственную, - диктует и обязанность государства по охране прав лиц, лишающихся имущественных прав. Национализация в цивилизованном государстве становится способом, средством государственного регулирования, призванным обеспечить интересы всего общества посредством имущества отдельных лиц. Однако праву бывшего собственника корреспондирует обязанность общества по возмещению утраченного имущества путем выплаты компенсации. При недостаточной регламентации законодательством основания, порядка и условий национализации возникает юридическая неопределенность в указанных вопросах, следствием которой является отсутствие стабильности в праве и экономике.

Национализация - это процесс, совокупность фактических и юридических актов, основанных на специальных законах, направленных на ограничение прав и свобод лиц государством в сфере экономической деятельности в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Национализация представляет собой технологию достижения интересов всего общества путем обращения частной собственности в государственную и способ усиления государственного управления. Приватизация - явление, противоположное национализации. Соблюдение баланса этих способов отчуждения имущества - путь к эффективному государственному регулированию экономики.

Основанием национализации является закон. Условия национализации: ее направленность на удовлетворение потребности общегосударственной значимости и выплата компенсации. Формы национализации разнообразны; ограничение правомочий собственника и владельца, не являющегося собственником имущества; передача прав и обязанностей по обязательствам частного лица к государству в принудительном порядке; принудительное введение государственного управления юридическим лицом и т.д.

Нормы об ограничении (прекращении) имущественных прав государством должны быть конкретизированы, обобщены и систематизированы в федеральном законе о национализации.

В современном российском обществе происходит национализация, но не в традиционных формах. В связи с изменением условий экономической деятельности изменились и формы национализации. У государства уже нет необходимости в принудительном прекращении права частной собственности и полного изъятия имущества у его собственника. Ограничение имущественных прав, в том числе — принудительное введение государственного управления юридическим лицом является национализацией также, как и полное изъятие имущества государством.

В результате трансформации механизма осуществления капиталовложений, ведения экономической деятельности изменились и формы национализации. В современном обществе полное прекращение права собственности имущественных прав частных лиц уже не актуально. Для достижения контроля над юридическим лицом, управления им достаточно, например, введения «Золотой акции» государства, либо принудительное установление государственного управления организацией.

Так, введение АРКО (Агентством по реструктуризации кредитных организаций) управления в кредитных организациях не повлекло споров о выплате компенсации, так как официально изъятие прав участников указанных обществ не было признано национализацией. Принятие государством решения о реструктуризации РАО ЕС России и распространение соответствующей информации привело к снижению курса акций. Такие последствия не наступят, если будет выработан механизм выплаты справедливой и своевременной компенсации за ограничение имущественных прав акционеров при реструктуризации коммерческой организации. Установление «Золотой акции» - форма государственного контроля за деятельностью предприятий, которая не предусматривает право на обращение в суд с заявлением о выплате компенсации, так как закон не признает эти меры национализацией. Права всех лиц, понесших убытки вследствие перехода их прав к государству, должны быть защищены законом о национализации, также как интересы всех членов общества требуют создания свода норм, определяющих порядок, способы и условия проведения национализации. Необходимо специальное государственное регулирование национализации, позволяющего удерживать баланс между общественно- необходимыми целями и интересами частных лиц. Но непременным условием национализации в правовом государстве является выплата компенсации лицам, имущественные права которых пострадали вследствие национализации.