Содержание:



Введение        2

1. Понятие малого предпринимательства и характеристика его развития        3

2. Экономическая характеристика предприятия        6

3. Показатели деятельности предприятия        7

4. Перспективы развития малых предприятий в России        15

Заключение        29

Список использованной литературы        32

Приложение        33

Введение

Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные во многом с негативным отношением общественного мнения и части властных структур, тем не менее, они проявили поразительную живучесть.

Но наряду с этим, в это и последующее время, проявилась масса проблем, связанных с развитием предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.

Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства и временами даже возникала опасность свертывания его. Во всяком случае перспективы его развития оставались весьма туманными.

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития современного отечественного малого предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.

1. Понятие малого предпринимательства и характеристика его развития


По мнению российских специалистов, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собствен­ного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей пе­ред бюджетами и другими хозяйствующими субъектами — кредиторами. Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Предпринимательство — это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Но риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты и обладать определенной интуицией, хорошо знать предполагаемый рынок сбыта и конкурентов.

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно было бы считать предпринимательством, конечно, с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

Существует несколько принципов классификации предпринимательской деятельности. Но начинать нужно с определения собственников "предприятия". Это означает, что необходимо четко определить - кто является учредителем "предприятия", кому и в какой пропорции принадлежит основной капитал "предприятия", а также кем и на каком основании осуществляется процесс управления имуществом "предприятия" (при соответствующем документальном оформлении).

Такая классификация выделяет три больших предпринимательских лагеря: государственное предпринимательство, предпринимательство некоммерческих (общественных) организаций и частное предпринимательство.

Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» - предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:

• в промышленности, строительстве и на транспорте -100-200 чел.(в зависимости от отрасли);

• в науке и научном обслуживании - 60 чел.;

• в сельском хозяйстве - 60 чел.;

• в оптовой торговле - 50 чел.;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 чел.;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Согласно этому закону «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.